Основы построения ЭВМ. Основные определения. Вычислительная машина. Функция Аккермана – тест для компьютера, страница 3

Как отмечалось, процесс решения любой задачи определяется алгоритмом, который задает последовательность выполнения арифметических, логических и других действий над данными и промежуточными результатами. Алгоритм, записанный с помощью каких-либо обозначений команд ЭВМ, есть программа.

Иначе говоря, программа – определенная алгоритмом последовательность команд.

Каждая команда определяет ту операцию, которую должна осуществить машина в каждый определенный момент, а также те данные, над которыми будет выполнена операция (явно или неявно).

В современных машинах программа записывается в память машины наряду с исходными данными. И то, и другое вводится через УВВ. Место в памяти, где расположена та или иная команда (закодированная двоичным кодом), те или иные числа–данные (двоично кодированные) определяется адресом ячейки. Остаётся указать, что и адреса ячеек кодируются двоичным кодом.

Структура команды включает в себя операционную часть и адресную (что делать и откуда взять операнды).

<9>

В совокупности  достигается следующее:

–  одна и та же программа может быть использована для различных чисел;

–  команды представлены также, как числа  над ними допустимы такие же операции;

–  адреса представлены также кодированными числами  операции с адресами.

Операторы на языке машины записываются в виде команд.

Процесс реализации алгоритма называется вычислительным процессом.

<10>

3. Принцип действия ЭВМ.

Рис.0.4.

Четыре основные характеристики фон–неймановской архитектуры:

1)  наличие единого вычислительного устройства, включающего процессор, средства передачи информации и память;

2)  линейная структура адресации памяти, состоящей из слов фиксированной длины;

3)  низкий уровень машинного языка, команды которого осуществляют простые операции над элементарными операндами [*];

4)  централизованное последовательное управление.

<11>

Страница–словарь.

Архитектура – представление аппаратной и программной составляющих частей системы и взаимосвязи между ними как единого целого в противоположность рассмотрению компонентов системы по отдельности.

Процессор – устройство ЭВМ, управляемое программно, осуществляющее процесс обработки данных и управление им.

АЛУ – часть центрального процессорного устройства ЭВМ, в которой выполняются логические и арифметические операции над входными данными.

Гарвардская архитектура – фон-неймановская архитектура, усовершенствованная путем введения раздельных трактов адресов и данных. (Используется для устранения затруднений из-за общей платы.) Альтернатива – Пристонская.

Сопроцессор – процессорное устройство, функционирующее параллельно с центральным процессорным устройством и использующее тот же поток команд, что и ЦПУ, но во всех других отношениях независимое.

(Машинная) команда – кодированное предписание, определяющее шаг процесса выполнения программы; содержит указание выполнения операции, адрес операндов и др. служебные признаки.

<12>

В дальнейшем фон-неймановская структура перестала удовлетворять пользователей вычислительной техники. Почему?

Причины тому:

–  рост производительности процессоров сдерживался пропускной способностью единственного коммутационного тракта;

–  усложнение программных средств и возникновение семантического разрыва;

–  тенденции к параллельной обработке информации;

–  …

Отсюда и изменения в архитектуре.

Но понимание архитектуры следует увязать с пониманием об обработке информации. Оказывается возможным ввести несколько уровней абстрагирования представления разработки:

Рис. 0.5

Рис. 0.6

Концептуальный уровень. На этом уровне пользователь анализирует содержание задачи и определяет спецификацию обработки информации, как одного из уровней  абстрагирования, путем описания содержания обработки информации и концепции проектирования.

<13>