Мировоззрение и его исторические типы. Крупнейшие и наиболее распространенными в мире национальные религии

Страницы работы

36 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Агностицизм – направление в философии, согласно которому мир частично или полностью не познаваем. На этих позициях находятся школы субъективного идеализма.

Скептицизм -  направление в философии, которое не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиального  познания мира.

Гносеологический оптимизм -  провозглашает принципиальную возможность познания сущности всех явлений, предметов, процессов объективного мира. На этих позициях стоят все школы материализма и некоторые течения объективного идеализма, но познаваемость мира признают в весьма своеобразной форме.

Функции философии:

·  мировоззренческая  функция – способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве.

·  Методологическая – философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

·  Воспитательно-гуманитарная – заключается в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире, найти смысл жизни.

·  Прогностическая – изучая и объясняя мир, закономерности его бытия как целого, философия разрабатывает модели и сценарии будущих состояний, направления развития отдельных сфер бытия.

Итак, философия как наука изучает наиболее общие законы и закономерности окружающей нас действительности и познания, является ядром всей человеческой культуры. Между философией и наукой имеет место диалектическое взаимодействие, успехи одной способствуют успеху другой.

Особенности философии Древнего Востока:

1.  тесная связь с религиозными представлениями

2.  утверждение о том, что философия призвана помочь совершенствованию человеческой личности

3.  нравственная направленность философских исканий

4.  идея гармонии телесной и духовной стороны человеческого существования, индивида и окружающего мира (причем первое растворяется во втором)

5.  понимание того, что истина многогранна и достигается не только с помощью интеллекта, но и чувств, интуиции, веры, опирается на целостный опыт человека.

6.  интерес не только к сущему, сколько к должному.

Философы Древнего Востока не только ученые-аналитики, сколько мудрецы, странники, пророки.

Основоположник  конфуцианства – Конфуций. В центре внимания конфуцианства – взаимоотношения человека и общества, в которых человеку предписывалось держаться золотой середины в ситуации выбора, быть человеколюбивым, требовательным к себе, строить отношения с другими на основе взаимности. «Не делай другому того, чего не желаешь себе» - золотое правило, этический принцип Конфуция. Внешними регулятивами социального поведения выступали небо, авторитет великих людей и мудрые слова.

Легизм – (школа законников). Его основателем были Шан Ян и Хань Фэй. В 3 в.до н.э. легизм стал официальной идеологией. Основной вопрос легизма: как управлять обществом? Легисты выступали за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм – философия сильной государственной власти.

Даосизм -  учение о «Дао». Основоположником считается  Лао-Цзы. Сохранение естественных законов (Дао) жизни, позволяет человеку  сохранить  в целостности свою природу. Лишь на этой основе можно постичь истину и овладеть мудростью. Дао – центральная  категория даосизма. Дао – это первопричина всех изменений, оно является  «корнем всего». Дао не имеет имени. Ни формы. Будучи вечно единым, неизменным. Непереходящим, существующим век от века – но совершенным. Принцип «у-вэй» (недеяния) – означает отказ от целенаправленной и преднамеренной активности человека.

Для всех философских школ характерны общие черты:

1)  разработка идеи космической гармонии, что выразилось в поиске путей, приемов, методик слияния с мировым целым (джайнизм, йога, буддизм)

2)  антропокосмическая ориентация философской мысли отодвигала на второй план как менее значимые проблемы социальной жизни. В отличие от Древнего Китая, индийскую философию интересует внутренний мир человека, а не его общественная жизнь.

3)  Философская мысль тесно переплетена с религией и мифологией

4)  Философия переплетена с культурой.

Брахманизм, к которому восходят культы Брахмы, Вишну, Шивы, Кришны, со временем трансформировался в национальную религию – индуизм. Джайнизм находился в оппозиции к брахманизму, поскольку объединял представителей других каст и провозглашал спасение души для каждого человека, а не только для избранных. Учение Будды – вышло за пределы индийской культуры и является одной

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
272 Kb
Скачали:
0