Антикапитал (вопросы политической экономии социализма), страница 7

(18)

Так как каждый товаровладелец есть одновременно покупатель, то "общий им всем волевой акт" как цель обусловливает равенство цен стоимостям

(19)

Закон стоимости (19) есть закон товарного производства, выражающий интересы общества, его совокупную цель. Цель индивида или общества достигается лишь благодаря определенному способу действия. Каждый товаропроизводитель преследует свои цели индивидуальным образом, не видя и не желая видеть интересы других. Пересечение областей видений и действий товаропроизводителей пусто. То есть общее свойство товаропроизводителей есть слепота, общее направление действия в данный момент случайное. Сам факт снятия действия в данном направлении закономерен в силу (19). Тот факт, что общество товаропроизводителей случайно выбирает направление своего действия, случайно изменяет это направление, не дает реализовать закон (19), цель общества. "Общий волевой акт" как действие обусловливает закон

(20)

Единство двух противоположностей (19) и (20): объективное стремление общества товаропроизводителей к выполнению (19), сочетающееся с объективной его слепотой (20), выступает в виде закона соответствия цен стоимостям в среднем

(21)

где     - цена  i-го продукта труда  j-го вида, - стоимость  j- го продукта труда,  - количество продуктов  j- го  вида,  N - количество продуктов различных видов.

Отношение между товаровладельцем и обществом таково, что в каждый конкретный момент первый стремится увеличить разность   , а второе уменьшает эту разность, если  с > s и увеличивает, если   . Действие общества в одном случае направлено против товаровладельца, а в другом случае - в его пользу. Товаровладелец, преследующий свою цель, своим конкретным действием служит всегда обществу, способствует реализации цели общества. Действительно, если на рынке   , то товаровладелец является сюда со своим товаром, увеличивая тем самым предложение, а следовательно, уменьшая величину   . Если же  , тогда товаровладелец спешит  уйти из данного рынка, способствуя увеличению  . В обоих случаях товаровладелец способствует достижению общественной цели. Между интересами товаровладельцев и интересами общества существует та же связь, что между интересами продавцов и покупателей (9) или (10).

Таким образом, общество выступает по отношению к товаровладельцам как покупатель, а по отношению к покупателям, напротив, как продавец. Это в период обмена.

А что происходит в остальной период времени? Как связана функция интересов товаропроизводителя   с функцией интересов общества   ? Так как в  этот период господствует закон (5), интересы товаропроизводителей не зависят друг от друга, то интересы общества как пересечение интересов товаропроизводителей будут представлены пустым множеством. Как бы ни менялись интересы товаропроизводителей, интересы общества остаются неизменными и равными нулю. Общество равнодушно взирает на деятельность товаропроизводителей.

Реальные интересы общества - цена, равно как его интересы - стоимость, обнаруживаются в период обмена. В период производства интересы общества существуют в потенции. Если из заданного отрезка времени выбросить интервалы времени производства, соединить оставшиеся малые интервалы, соответствующие моментам обмена, то на новом отрезке времени в точках соединения реальная функция интересов общества будет терпеть разрыв. Величина этих разрывов принимает случайные значения.

Ни стоимость, ни цена не зависят от интересов товаропроизводителя, первые нельзя выразить через последние. Факт, почему стоимость не выражается через интересы товаропроизводителя, очевиден: нельзя обратить уравнение    , так как величина   s  задана в данный момент, а значение  q/p зависит от рынка. А вот факт, почему цену невозможно выразить через   , не совсем очевиден. Дело в том, что каждый товаропроизводитель перед выходом на рынок имеет определенный, сложившийся интерес - материальные блага, количественно выраженные через известную ему старую цену.

Все производство товаропроизводителя было согласовано с этой "старой" ценой. Но в момент окончания производства эта цена "сбрасывает" "покрывало" и принимает совершенно неожиданную величину. Независимость новой величины цены от старой выступает как независимость новой цены (интересов общества) от интересов товаропроизводителя. Сегодняшние интересы общества никак не увязаны со вчерашними, а следовательно с интересами конкретного товаропроизводителя. Неопределенность  развития интересов общества делает их независимыми от интересов конкретных производителей. Совсем иначе обстоит дело с зависимостью функции интересов товаропроизводителя от интересов общества.

Товаропроизводитель всю свою деятельность, интересы связывает с теми интересами общества, которые проявились на последнем их свидании на рынке по формуле (11), он  знает, что величина    от него не зависит, эффект его деятельности будет тем выше, чем ниже индивидуальные затраты  ,  стремится максимально удовлетворить интересы общества путем увеличения производства тех продуктов, на которые наибольший спрос. Но по окончании производства, в период нового обмена обнаруживается, что величины    изменились скачкообразно, товаропроизводитель, исходивший из постоянства общественных интересов, обнаружил что последние изменяются в каждый момент на каждом месте совершенно случайно и независимо от его интересов, понял, что кроме него еще много товаропроизводителей спешило удовлетворить интересам общества.

Товаропроизводитель, как зрячее, мыслящее существо определяет свои настоящие поступки соответственно тому, что было первоначально, уровню интересов общества, а общество, как слепое, безмозглое существо свое настоящее устанавливает независимо от предшествующего этапа развитии , случайно. Однако в силу зависимости товаропроизводителя от общества, первый пытается предсказать, угадать изменения интересов общества, приспосабливается к развитию общества, перенимает все его свойства. Сначала производители создали общество, а затем общество стало преобразовывать этих производителей.