Современная западная философия. Особенности неклассической философии конца XIX – ХХ вв. Сциентистское направление. Антропологическое направление. Религиозно-философское направление

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Мысль о бесконечности вылилась в идею неисчерпаемости материи. В.И.Ленин эту идею высказал через гипотезу о неисчерпаемости электрона. Онтологический аспект неисчерпаемости выражает бесконечность различных сторон, свойств, отношений материального мира. Гносеологическая неисчерпаемость исходит из невозможности исчерпывающего знания о любом предмете в данный момент времени и предполагает бесконечное углубление знаний о мире в целом и его фрагментах.

Мысль о неисчерпаемости материи относится не только к физическим объектам, она универсальна. Развертывание общецивилизационных процессов, решение глобальных проблем современности выводит на новые подходы в меняющемся мире.

Современная наука о строении материи. Материальное единство мира. Материя и ее объекты, отдельные состояния изменчивы, непрерывны, одновременно – относительно устойчивы, прерывны. Каждое материальное образование представляет собой единство вещества и поля, которые могут взаимно превращаться друг в друга. Дискретность выражена в качественно различных видах материи и формах ее движения. Наличие общих признаков позволяет объединить различные объекты в классы материальных систем (уровни организации материи). Основными структурными уровнями материи являются: неорганический мир (неживая природа), органический (биологические системы), социальный (общество).

Неживая природа подразделяется на микромир (элементарные частицы, физический вакуум, ядра, атомы), макромир (газы, жидкости, твердые тела, геологические и другие системы в диапазоне до 1024 см) и мегамир (космические системы).

Живая природа имеет ряд уровней своей организации: доклеточные образования (нуклеиновые кислоты и белки); клетки; микроорганизмы, одноклеточные организмы; многоклеточные организмы (растения, животные); популяции (особи одного вида); биоценозы (результат взаимодействия популяций между собой и окружающей средой); биосферу (глобальную систему жизни).

На определенной стадии в биосфере возникает социальная жизнь. Общество представлено рядом уровней своей организации: человек, семья, коллектив, социальная группа, народность, нация, класс, государство, система государств, общество в целом.

Чем выше системы находятся на лестнице развития, тем сложнее в них самоорганизация, а сами процессы ускоряются.

Единство мира подтверждает, во-первых, универсальный для всех материальных процессов закон сохранения и превращения энергии, обобщенный теорией относительности путем обнаружения связи массы и энергии. На этом законе основывается философский принцип несотворимости и неуничтожимости материи и движения. Всей действительности присуща связь явлений в генетическом (историческом) и системно-структурном аспекте. Материальное единство мира проявляется в абсолютности и вечности материи, заключается в общности законов и категорий диалектики, присущих всему бытию (и идеальному, и материальному). Но идеальное – свойство материального. Поэтому материалистический монизм утверждает единство мира через его материальность. Вместе с тем, объекты бытия имеют дуалистическую природу, представляют единство противоположностей (частицы и античастицы, + и – заряды и т.д.).

Принцип единства мира не исключает идеи множественности миров, отличных от нашей Вселенной. Современная космология материалистически трактует идею множественности миров. Концепция многообразия миров «вписывается» в идею неисчерпаемости материи.

Движение как способ бытия материи. Мысль о необходимой взаимосвязи материи и движения – одна из традиционных в истории философии (Зенон Элейский, Н.Кузанский, Дж.Толанд – идея самодвижения материи, Г.Башляр).

Господствовавший ранее механизм сводил высшие формы движения к низшим, пытался биологические процессы объяснить только из закономерностей физико-химического взаимодействия, а социальные – из особенностей биологического развития человека. Например, Р.Декарт, Ж.Ламетри, П.Гольбах. Одним из первых с критикой механицизма в естествознании выступил Ф.В.Шеллинг.

Во второй половине ХIХ в. появился энергетизм, который все явления материи и сознания пытался подвести под понятие энергии.

С точки зрения диалектического материализма движение есть способ существования материи, где взаимопроникают и переходят друг в друга самодвижение (спонтанное), действие (сообщенное или приобретенное движение как момент самодвижения) и отражение (сторона движения, характеризующая взаимодействие отражаемого и отражающего).

Хотя в мире все меняется, вместе с тем существует и сила инерции

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
662 Kb
Скачали:
0