Семья. Социально-биологические отношения. Хозяйственно-экономические отношения. Юридические отношения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

касается игрового элемента, духовной стороны праздничного общения и застолья, то о них забывают. В то же время оригинальные веселые шутки, встречи с интересным собеседником, различные групповые игры, прослушивание интересных записей, выступления детей, танцы, песни, а главное, подбор ведущего могут превратить семейные праздники в подлинный отдых. Тут обычно задают вопрос: «А кто все это должен организовать? Неужели хозяйка дома?» Думается, что хозяйке достаточно хлопот на кухне, а организация   программы  праздника — прямой  долг  отца и детей.

После работы мы спешим домой в надежде подкрепить, восстановить свои силы едой, отдыхом, досугом, радостью общения с родными и близкими. Насколько интереснее будет семейная жизнь, если мы научимся приносить домой не только деньги и необходимые вещи для потребления, но и радость семейного общения.

Есть в каждой семье свой добрый гений. Как правило, это мать. К сожалению, многие люди с раннего детства усваивают   лишь   первый этап связи:   мать — ребенок, мать — отец и порой совершенно игнорируют порядок обратной связи: ребенок — мать, отец — мать. Иначе говоря, они не отвечают матери тем же, той же мерой заботы и внимания. Они как бы не понимают, что источник материальной, физической, нервной и духовной энергии не бесконечен, что мать, так же как и они, если не больше, нуждается в восстановлении своих физических и духовных сил. И совершенно удивительно, но факт, что многие матери мирятся с этим нравственным недугом, видимо считая свою участь нормальной, неизменной, непоправимой. Здесь, очевидно, срабатывает материнский инстинкт, который, увы, еще недостаточно обогащен современно человеческой культурой вообще, нравственной культурой в особенности. Ущерб от этого наносится всем. Усталая мать, хозяйка дома гораздо меньше может сделать благ для семьи, чем ей этого хотелось бы. Переутомление ведет к срывам, конфликтам в семье, постепенно подрывается здоровье, не хватает времени  для  духовного развития.

Думается, что семья лишь тогда в достаточной мере выполняет свою рекреационную функцию, когда в ней созданы условия для восстановления физических и духовных сил не только детям и отцу, но и матери. Конечно, прежде всего необходимо, чтобы сама женщина осознала важность полноценного отдыха. Но и другие члены семьи должны иметь свои обязанности по дому, взять на себя работу, требующую применения физической силы, и, кроме того, не скупиться на выражение благодарности матери. Требуется повседневная забота всех, прежде всего взрослых членов семьи о том, чтобы у матери было достаточно времени, так необходимого ей для восстановления сил. А силы ей нужны не только для семьи, но и для участия в общественном производстве и общественной жизни.

Мы остановились на ряде важнейших отношений в семье —нравственных, психологических, эстетических и др. Совершенствование их во многом будет содействовать задачам воспитания детей достойными советскими гражданами — патриотами своей великой Родины, коллективистами и интернационалистами.

Человек выше сытости,— говорили еще древние мыслители. И чтобы сытость не мешала нам быть выше ее, необходима прежде всего самодисциплина, высокие нравственные качества, которые воспитываются с детства в семье.

В самом процессе роста личности большую роль играет воспитание детей красотой. Культ красоты необходим для поддержания уважения к родителям, труду, чувства коллективизма.

Многие ограничивают область прекрасного литературой и искусством. Но это неверно. Неисчерпаемые возможности для созидания красоты, эстетического воспитания кроются в сфере повседневных отношений между людьми: в труде, быту, укладе семейной жизни, занятиях спортом, отношении к природе и т. д.

Характер и глубина эстетического освоения ребенком мира в решающей мере зависят от родителей. Известный русский ученый-педагог К. Д. Ушинский писал: «Я думаю, что эстетически действовать прямо на детей трудно и что надобно взрослых образовывать эстетически. Статуи, картины, природа действуют скорее на взрослых, и они уже вносят это влияние в жизнь, в слова, в телодвижении, в домашний круг, в одежду, в обращение с деть-ми и уже в этой форме дети воспринимают изящное».  Таким образом, эстетическая культура детей — следствие. Причина — эстетическая культура родителей.

Первые навыки труда и красоты ребенок получает в  игре. Играя, он учится. С игровых, трудовых процессов начинается знакомство человека с ценностями жизни. Создавать ценности жизни прекрасно и радостно. Познание ценностей жизни в дальнейшем формирует в юном человеке прочную основу для жизнерадостного оптимистического мировосприятия.

Большим смыслом наполнены трудовые операции ребенка по обслуживанию

Похожие материалы

Информация о работе