Медицина – достойнейшая из наук, требующая полного самоотречения, высокого профессионального мастерства и обширнейших знаний, страница 2

Выводы и ожидания, как Невинса, так и Сакс, похожи, что позволяет нам обобщить их, и они сводятся к следующему: 1. С периода начала века до сегодняшнего времени, произошло много достаточно сильных изменений, таких, как секуляризация еврейской традиции, феминизм, сексуальная ре-волюция, политические катастрофы (образование Государства Израиль), что несомненно сказалось на взаимоотношениях внутри каждой еврейской се-мьи. Патернализм сменился достаточно свободными отношениями между родителями и детьми в вопросах выбора профессии: стабильное положение экономики страны, стабильных средний доход, позволил многим семьям не выбирать для своих детей в будущем выгодную профессию, к которой тра-диционно причисляли и медицину, но предоставить детям возможность выбора самостоятельно. В сочетании с достаточными свободами внутри обще-ства, для еврейской молодежи, стали привлекательными и другие отрасли, кроме традиционных медицины, математики и юриспруденции. Такие отрас-ли, как киноиндустрия, космическая промышленность, бизнес, искусство привлекли много молодых евреев-специалистов, или способствовали выбору именно этого направления в колледжах и университетах, снизив, тем самым процент «медико-ориентированных»-евреев. 2. Социальные процессы, описанные пунктом ранее, во-многом, привели и к такому явлению, как ассимиляция. Студенты-евреи больше не чувствовали себя «защищающимся меньшинством», которому снова и снова необходимо было доказывать «большинству» свою нужность, полезность и способность. Одна из профессий, позволявшая добиться значительных результатов, как в экономических, так и в моральных аспектах – медицина, больше таковой не являлась. В сво-бодном обществе, от части свободном и от расовых предрасудков, любая профессия, в которой кто-либо чего-то достиг – была уважаема, независимо от того, человек какой национальности добился в ней успеха. Больше не нужно было выбирать «самую трудную из всех» дисциплин, больше не было нужны тратить многие десятилетия для того, что можно совершить за 5 – 10 лет. Можно с уверенностью утверждать, что ассимиляция разрушила тра-диционное представления о медицине, как, в первую очеред, о еврейском занятии.

Возвращаясь к докладу Беверли Грей, стоит сказать несколько слов о первой причине уменьшения числа евреев-медиков – состоянии современ-ной медицины в США. Исследователь выделяет два важых момента. Во-первых, после реформ системы здравоохранения 1986 г. профессиональная ме-дицина стала жестко-регламентируемой страховыми компаниями, оплачивающими лечение больных, что сделало практику более бюрократической и, от части лишило врача «процессуальной независимости». Другими словами, то, что раньше делало профессию столь привлекательной – возможность независимого решения, возможность самостоятельно решать «интеллектуальные задачи», что так привлекало Вернике, Джонсона, Смита, теперь стало не более, чем оффис-работой, строго регламентируемой и алгоритмизированной (последнее, в большей мере характеризует современное состояние американской доказательной медицины – прим. мое). Во-вторых, и это также подчеркивает Грей, налоговые сборы, страховые риски, иски по «врачеб-ной небрежности» со стороны страховых компаний, сделали медицину не такой прибыльной, как то было в начале или в середине прошлого века. Фи-нансовые ожидания от медицины, несмотря на то, что все еще велики, в США значительно уменьшились, уступив место легкому разочарованию моло-дых-специалистов (Д-р Джеррольд Стейнер). Такое состояние дел, по-нашему, замечательно выразил д-р Стейнер, сказавший, что, - «…докторов пре-вратили в рабов кучи администраторов».

Таким образом, в докладе для Jewish Journal, Беверли Грей указывает на сокращение доли евреев-врачей, занятых в здравоохранении США, объ-ясняя это рядом причин, прежде всего изменением условий труда, а также характерным изменением еврейского молодого поколения. Первое – из-за бюрократической непривлекательности, страховых рисков, налоговых сборов, уменьшило долю студентов-евреев, желающих заниматься клинической медициной, второе – из-за ассимиляции, изменений социальных условий, жизненных позиций, очевидной секуляризации жизни – перераспределило студентов-евреев в другие дисциплины, тем самым заметно понизив процент евреев-медиков от общего числа медиков в США.