Цели и задачи изучения дисциплины "Физические основы измерений". Структура дисциплины, страница 3

6. Электрические измерения: Учебник для вузов / Л.И. Байда, Н.С. Добротворский, Е.М. Душин и др.; Под ред. А.В. Фремке и Е.М. Душина. – 5‑е изд., перераб. и доп. – Л.: Энергия. Ленинградское отделение, 1980. – 392 с.

Дополнительный:

7. Чертов А.Г. Физические величины: Справочник.– М.: Аквариум, 1997.–335 с.

8. Сергеев А.Г., Крохин В.В. Метрология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Логос, 2001. – 408 с.

9. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика: Учеб. для мед. спец. вузов. – 3-е изд. испр. – М.: Высш. школа, 1999. – 616 с.

10. Новицкий П.В. Основы информационной теории измерительных устройств. – Л.: Энергия, 1968. – 248 с.

11. Грановский В.А. Системная метрология: метрологические системы и метрология систем. – СПб: ГНЦ РФ ЦНИИ “Электроприбор”, 1999. – 360 с.

5. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Поясните, что собой представляет процесс измерения.

2. В чем выражается взаимосвязь теоретической и прикладной метрологии с другими науками?

3. Каковы пределы измерений основных физических величин в науке и технике?

4. В чем состоят основные физико‑метрологические проблемы?

5. Что такое физическая величина?

6. В чем состоит сущность измерительного преобразования?

7. Сформулируйте три основные аксиомы метрологии.

8. Поясните смысл термина “стабильность”.

9. Почему результат измерения без округления является случайным?

10. Как характеризуется результат измерений?

11. Какова роль моделирования в практике измерений?

12. Поясните, какие свойства характерны для:

а) шкалы порядка;

б) шкалы интервалов;

в) шкалы отношений.

13. Какие величины являются размерными, а какие безразмерными?

14. Сформулируйте основные правила конструирования систем единиц.

15. Как различаются между собой системы единиц, относящиеся к различным классам?

16. Как различаются между собой системы единиц, относящиеся к одному классу?

17. Какие системы единиц являются когерентными?

18. Какие единицы являются основными в Международной системе единиц?

19. Какую размерность в Международной системе единиц имеют плоский и телесный угол?

20. Как образуются кратные и дольные единицы?

21. Какими правилами руководствуются при определении размерности производных величин?

22. Чем характеризуется точность измерений?

23. Почему невозможно полностью устранить неопределенность, остающуюся после измерений?

24. Какие возмущающие эффекты и воздействия можно отнести к устранимым, а какие к неустранимым?

25. Укажите основные методы уменьшения неопределенности результата измерений.

26. В чем состоят достоинства и недостатки метода прямого преобразования и метода сравнения?

27. В чем заключается отличие методов перестановки и замещения?

28. Как соотносятся между собой точность измерений и быстродействие при проведении измерений?

29. Как явление сверхпроводимости используется в практике измерений?

30. В чем состоит различие при воспроизведении и представлении единиц физических величин?

31. В чем состоят основные проблемы физико‑технического обеспечения инженерных решений при создании системы передачи стабильности объектов микромира макроскопическим объектам, средствам измерений и  измерительным системам?

32. Какова роль измерений при согласовании значений фундаментальных физических констант и универсальных постоянных?

33. Для каких целей создается эталонная база?

34. В чем заключаются основные недостатки антропометрических и вещественных эталонов?

35. Какие эффекты положены в основу функционирования:

а) эталона единицы силы электрического тока?

б) эталона ома?

в) эталона вольта?

36. В чем состоит различие между процессом передачи информации о размере единицы и процессом измерения?

37. С какой целью была введена седьмая основная единица Международной системы единиц – моль?

38. Что такое измерительная информация?

39. Что такое энтропийный интервал неопределенности?

40. Как формируются сигналы, удобные для передачи и обработки измерительной информации?

41. Как используется в измерительной технике закон Архимеда?

42. Перечислите основные принципы, используемые при разработке манометров и барометров.

43. Перечислите основные физические законы и явления, используемые при измерении температуры. В чем состоит особенность измерения сверхнизких температур?

44. Как используется при получении измерительной информации эффект Доплера?

45. Как используются в измерительной технике законы электромагнетизма?

46. В чем заключаются основные физические принципы измерения неэлектрических величин электрическими методами?

47. Какие методы используются при аналитических измерениях?

48. В чем состоят причины широкого распространения мостовых схем измерений?

49. Какие направления в развитии измерительной техники и методов получения измерительной информации являются основными на современном этапе?

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Основным методом изучения материала является самостоятельная работа с рекомендованной литературой, которая включает аудиторные занятия под руководством преподавателя и работу вне стен университета. При самостоятельном изучении дисциплины необходимо составить конспект изучаемого материала. На проработку вне стен университета выносятся вопросы, развивающие самостоятельное мышление и инициативу. Формами контроля и самоконтроля уровня знаний служат контрольная работа, вопросы для самопроверки и проводимые преподавателем консультации.