Проблемы исполнения региональных и муниципальных бюджетов текущего года

Страницы работы

1 страница (Word-файл)

Содержание работы

Вопрос 13. Проблемы исполнения региональных и муниципальных бюджетов текущего года.

На текущий момент, базовыми проблемами исполнения региональных и муниципальных бюджетов можно назвать следующие:

1)  Достаточно низкий уровень собираемости налогов

2)  Не достаточно эффективная система распределения средств, аккумулированных за счет сбора налогов.

Более подробно по обеим проблемам:

1)  Существующее налоговое законодательство и налоговые органы не могут обеспечить полноценный сбор налогов. Налогоплательщики всех видов и размеров весьма успешно применяют практически общеизвестные схемы ухода от налогообложения, как легальные (связанные с несовершенством нормативно-законодательной базы) так и не легальные (уход от налогообложения при помощи ведения т.н . двойной бухгалтерии).

Сложившаяся ситуация позволяет говорить, что бюджеты всех уровней  ежегодно теряют огромные суммы денежных средств.

Государство ежегодно предпринимает ряд мер, которые, должны в определенной мере повысить собираемость налога (ужесточение налогового законодательства в области пеней и штрафов), или сделать уклонение от налога нерентабельным (снижение ставок НДФЛ, НДС, отмена НСП).

Однако, обычно, подобные меры, вопреки прогнозам, приводят лишь к незначительному увеличению сумм собираемых средств. Фактически же получаемый в результате снижения налоговых ставок дефицит покрывается за счет увеличения налогообложения отраслей доноров (в первую очередь, это нефтегазовая  промышленность(введение налога на недропользование))

2)  существующая система распределения налогов предполагает выделение федеральных, местных и региональных налогов и сборов (НИС). (ряд НИС, таких как НДС, НДФЛ, акцизы на некоторые виды товаров, дорожные сборы, зачисляются в процентном соотношение в 2 или 3 уровня бюджетов)

      Значительная доля средств (до 70%) полученных в регионах уходит на формирование федерального бюджет. В результате на уровне федерации аккумулируется грандиозный фонд денежных средств, а регионы и соответственно МУ испытывают серьезные затруднения в финансирование собственных расходов. 

Централизация денежных средств на федеральном уровне в идеале должна помочь выровнять имеющее место быть неравенство м/у регионами. Это связанно с тем, что размещение производительных сил на т. Б. СССР было крайне не равномерным. В результате, при существующих тенденциях в Российской экономике ряд регионов, не имеющих на своей территории крупных сырьевых производств – традиционных доноров (нефть, металлургия)- не может изыскать средства для покрытия дефицита собственных бюджетов. Средства ФБ направляются на покрытие данных дефицитов в виде траншей на отопительный сезон, ремонт и т.п.

Однако, помогая дотационным регионам, федерация не имеет средств для поддержания регионов доноров – результатом чего являются многомиллионные долги федеральным структурам в регионах и пр.

Сложившая ситуация напоминает замкнутый круг – с одной стороны – не поддерживать дотационные регионы нельзя , с другой – быть регионом донором – крайне не выгодно.

Выход из сложившейся ситуации – вероятно не лежит лишь в плоскости реформирования налоговой системы.

Похожие материалы

Информация о работе