Принятие управленческих решений. Формы принятия решений в зависимости от степени участия руководителя и подчиненных

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Управленческое решение – это концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии. Оно выступает как своеобразная формула управленческого воздействия управляющей системы на управляемый объект и предопределяет действия, необходимые для проведения изменений в его состоянии.

Управленческие решения, таким образом, являются продуктом управленческого труда и отражаются на всех сторонах деятельности организации и, в первую очередь, на ее конечных результатах.

В этом смысле выработку управленческого решения рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

Определяющим моментом при этом являются условия, в которых принимается решение.

Традиционно решения принимаются в обстановке определенности либо риска или неопределенности.

В условиях определенности менеджер, как правило, уверен в результатах каждой из своих альтернатив. Принимаемые в таких условиях решения обычно имеют частный характер и рассчитаны на близлежащую перспективу.

Относительно точно для принятия управленческих решений может быть определена информация, касающаяся расходов сырья и материалов, уровня затрат на оплату труда, уровня доходов от срочных вкладов и пр.

В обстановке риска (неопределённости) максимум, что может сделать менеджер, это определить вероятность успеха для каждой альтернативы.

При этом такая вероятность может быть определена объективно и субъективно. В первом случае имеется достаточно информации для проведения достоверного прогноза. Источником информации, в данном случае, могут быть финансовые, статистические и маркетинговые отчеты.

Если же организация не обладает достаточной информацией о проблеме, вероятность может быть определена субъективно, т.е. руководителем или группой лиц на основе опыта и здравого смысла.

В процессе управления менеджерам приходится принимать большое количество решений на стадиях планирования, организовывания, мотивировании, контроля и координации.

Р Так, составление плана на предстоящий плановый период связано с принятием таких решений, как цели деятельности, необходимые ресурсы, способы достижение поставленных задач.

Процесс организовывания связан с принятием решений по вопросам структуры производства и управления, организации производственного процесса, труда рабочих и специалистов.

Процесс мотивации включает решения по установлению и оценке неудовлетворенных потребностей, по формулированию целей удовлетворения потребностей,  а также определению конкретных стимулирующих действий (мер).

Для обеспечения процесса координации необходимо решить, каким образом будет достигаться в организации согласованность в работе звеньев и какие технические средства связи будут при этом использоваться. 

Процесс контроля связан с принятием решений о том, что, как и когда контролировать, какие виды и формы контроля использовать.

Управленческие решения должны отвечать определенным требованиям. Рассмотрим основные из них.

Обоснованность – выражает необходимость учета всей совокупности факторов и условий, связанных с его принятием. При этом важное место отводится качеству используемой информации, ее достоверности и полноте.

Эффективность – подчеркивает обязательность соотнесения ожидаемого экономического и социального эффекта с затратами на его реализацию.

Своевременность – решения должны приниматься в срок. Вместе с тем существует утвердившееся мнение хозяйственников, что недостаточно обоснованное решение лучше его полного отсутствия.

Непротиворечивость – выражает необходимость согласования управленческого решения с ранее принятыми в данной организации, а также соответствия нормативно-правовым документам, принимаемым органами управления и контроля (республиканскими, региональными, ведомственными).

Конкретность – проявляется в четком указании: кто, что и когда должен выполнить.

Простота формы и ясность содержания, т.е. решение должно быть понятным не только лицу, его принимающему, но и адресату исполнения.

С точки зрения делопроизводства управленческое решение (приказ, распоряжение, постановление и др.) должно включать констатирующую и постановляющую части. Первая отражает суть проблемы, вторая — содержит цели решения

Похожие материалы

Информация о работе