Госрегулирование кредитно-финансовых институтов

Страницы работы

Содержание работы

Вопрос 2. Госрегулирование кредитно-финансовых институтов.

1. Регулирование созданием КБ и лицензированием  БД. Нормативная база: №17-ФЗ от 3.02.96 "О банках и банковской деятельности", положение ЦБР "Об особенностях регистрации КО с иностранными инвестициями, увеличение уставного капитала зарегистрированной КО за счет средств нерезидентов",   указание "О формировании УК КО не денежными средствами",  инструкция ЦБР "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации и лицензирования КО".

ЦБ предъявляет требования при организации КО к следующим элементам:

-документы, необходимым для регистрации КО должны быть достоверными  и в полном объеме;

- к учредителям  КО;

- к руководителям (первые лица и их замы);

- к уставному капиталу. Указание ЦБР от 24 июня 1999 г. N 586-У "О  минимальном размере уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций (1 млн. ЕВРО или его руб. эквивалент) и минимальном размере собственных средств (капитала) для банков, ходатайствующих о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций (5 млн. ЕВРО)"

2. Регулирование ликвидности КБ. Ликвидность - способность КО отвечать по своим обязательствам в срок и в полном объеме без ущерба для своей доходности. Принцип - комплексное управление пассивами КО, с т.з. сроков и сумм, т.е. какую долю краткосрочных ресурсов можно разместить на более длительный срок. Нормативная база Инструкция ЦБР "О порядке регулирования деятельности банков" Нормативы ликвидности ( требования/обязательства): мгновенная >20% (до востребования),  текущая>70% (до 1 г.) (т.е. только 30% привлеч. ресурсов можно разместить в более долгосрочные активы, иначе риск ликвидности),  долгосрочная (>1 г.) <120%.  Общая >20%.

3. Регулирование рисков БД. Систематизация в соответствии с рекомендациями Базельского комитета в три группы:

I. Риски, вызываемые последствиями неправомерных или некомпетентных решений отдельных работников. Регулируются: службы внутреннего контроля, безопасности, система должностных инструкций.

II. Риски ликвидности и снижения капитала, формируемые решениями управленческого аппарата. Кредитный риск (основной) – это неспособность либо нежелание партнера действовать в соответствии с условиями договора. Регулированию подвергаются крупные кредиты одному или группе связанных заемщиков; кредиты аффилированным предприятиям и частным лицам (акционерам, дочерним структурам, предприятиям, где банк имеет долевое участие,  инсайдерам), инструкцией ЦБ от 01.10.97 № 1 “О порядке регулирования деятельности банков”. Страновой риск, потери ликвидности, процентный, операционный, правовой, риск потери репутации снимаются определенными ограничениями, которые должны быть отражены в учетной политике банка.  

III. Риски, вызванные внешними к банку макроэконом. и нормативно-правовыми условиями, предотвращаются созданием аналитических служб.

4а. Регулирование ЦБ кредитных операций КБ. Это регулирование ведется в трех направлениях: Разработка КО кредитной политики и кредитной стратегии.

Порядок представления (размещения) КО денежных средств и их возврат (погашения) регламентировано Положением ЦБ от 31.08.98 № 54-П. В этом документе определены этапы проведения работы КБ от момента получения кредитной заявки, до момента предоставления кредита с обязательным мониторингом за финансовым состоянием заемщика, сохранностью залога.

Регулирование рисков путем создания РВПС: инструкция ЦБ от 30.06.97 № 62-а «О порядке формирования и использования РВПС». Базой для формирования РВПС - сумма основного долга по кредиту, процент отчисления зависит от качества кредита (станд.1%, нестандарт.20%, сомнит.50%, безнадежные ко взысканию – 100%). Качество кредитного портфеля зависит от обеспеченности предоставляемых кредитов. РВПС  предназначены для списания с баланса безнадежной ко взысканию задолженности, которая в течение следующих 5 лет будет числиться за балансом, как списанная ссудаю и банк обязан принять все возможные меры для ее возврата.

4б. Регулирование активных операций  с ценными бумагами. Нормативной базой является письмо ЦБ от 08.12.94 № 127 в редакции от 29.12.99 № 466-У «О порядке создания резервов под обесценение ценных бумаг». Резерв создается за счет расходов банка в пределах 50 % рыночной (средневзвешенной цены одной ЦБ по сделкам, совершенным на последних торгах перед отчетной датой) от  стоимости ЦБ. Резерв подлежит корректировке в связи с изменением рыночной стоимости ЦБ. Резерв создается в рублях не зависимо от валюты ценных бумаг.

4в. Регулирование  операций с валютными ценностями: Инструкция ЦБ от 22.05.96 № 41 «Об установлении открытой валютной позиции и контроля за их соблюдением уполномоченными банками РФ» с последней редакцией от 21.02.2000 №744-У. Валютная позиция – это балансовые активы и пассивы и внебалансовые требования и обязательства в валюте и драгоценных металлах (золото, серебро, платина, палладий в слитках, порошке, монете). Рассчитываются чистые позиции (разница между активами и пассивами по балансу) по всем видам валют и драгоценных металлов. Суммой всех чистых позиций является открытая балансовая позиция, которая может быть короткой (если П>А) и длинной (если П<А). Для регулирования курса открытой валютной позиции устанавливается лимит – не более 10% от величины собственного капитала банка. По состоянию открытой валютной позиции КБ ежедневно отчитываются перед ЦБ.

5. Регулирование транзакционных операций. К транзакционным операциям можно отнести: кассовые; осуществление безналичных расчетов; порядок проведения межбанковских расчетов; межфилиальные расчеты внутри самого КБ. Порядок по названным операциям регламентирован Положением БР от 25.03.97 № 56 «О проведении кассовых операций …» и Положением БР от 08.09.2000 № 120-П «Положение о безналичных расчетах в РФ».

Похожие материалы

Информация о работе