Раскрытие психологических механизмов организации и процессов управления. Понимание психологических аспектов активизации человеческого фактора

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Центральная проблема – это осуществление психологического воздействия субъекта на объект управления. Это – психология принятия решения и организация его выполнения. Это управленческое общение, связанное с информацией прямой и обратной связи. Это психологические аспекты функционирования и структурирования системы управления, логической цепочки процесса управления: потребности – цели – задачи – функция – структура. Это – место и роль руководителя в предотвращении и разрешении конфликтов. Наконец, это – разработка психологических методов управления сочетаемых с системным, информационным, кибернетическим, социологическим подходами, методами общей и социальной психологии. При этом следует обратить внимание и на то, что до сих пор сохраняются затруднения в строго дифференцированном использовании даже ключевых для психологии управления понятий “управление”, “руководство”, “лидерство”, “ организация”, “менеджмент“, но проблемы значительно возрастают, когда речь заходит о содержании более рядовых понятий. Эти сложности в некоторой степени могут быть уменьшены только с помощью специально выполненных именно теоретических исследований, необходимость которых так же четко осознается сегодня, как и в период становления психологии управления в 60 – 70–е годы.

1.3.Практический аспект психологии управления

Теория психологии управления при условии умелого применения ее положений обеспечит эффективность практики управления, даст возможность решить проблемы современного оптимального типа руководителя и стиля управления, применения в его сфере психологических методов и тем самым преодолеть пагубные последствия их игнорирования.

Должны быть значительно усилены психологические методы управления, способствующие удовлетворенности характером, содержанием и условиями труда, учитывающим потребности, интересы человека, мотивирующим его к труду. Эффективность управления во многом зависит от репутации и доброго имени руководителя. Ему должны быть присущи контактность, коммуникабельность, гибкость, верность своему слову, порядочность, скромность, высокая культура управления.

Руководителю важно учитывать степень психологической управляемости коллектива и принимать меры к ее повышению, постоянно информировать коллектив, делать его своим соучастником и формировать у него установку на реализацию поставленных целей.

В основе эффективной деятельности руководителя лежит его умение воздействовать на параметры психологической управляемости коллектива.

2.Организационно-методические указания

Синтезируя в определенном отношении достижения общественных, естественных и технических наук, психология управления выступает в роли одной из узловых научных дисциплин, разрабатывающих проблему совершенствования организации и процесса управления.

Построение и реализация типовой программы осуществляется на основе дидактических блоков, которые включаю в себя лекции, практические занятия, деловые игры, самостоятельную работу.

На лекциях излагаются теоретические аспекты программных вопросов.

Практические занятия направлены на формирование определенных навыков, базирующихся на рассмотренных теоретических положениях, соответствующих разделов и тем, с целью оптимизации конкретной управленческой деятельности.

Большое значение придается деловым играм, которые представляют собой информационно-деятельностную модель, включающую в себя определенный уровень энтропии (проблемную ситуацию). В процессе деловой игры слушатели должны найти противоречия в разрешаемой проблемной ситуации и приблизиться (найти), в результате индивидуальных действий и коллективных обсуждений к оптимальному решению.

Деловые игры выступают в качестве своеобразного тренажера по формированию навыков и проявлению умений в проблемных ситуациях по принятию решений, которые являются ядром управленческой действительности.

Самостоятельные занятия носят репродуктивно-продуктивный характер, в процессе которых слушатели изучают программный материал (репродукция) и проектируют его использование на конкретную специфическую управленческую деятельность.

Контроль носит не только собственно контролирующую, но и обучающую функцию. Во время ответов каждого слушателя присутствует вся группа. Отвечающий на вопросы обязан увязать их с конкретным производством, организацией, отраслью; при этом слушателям предоставляется возможность задавать вопросы отвечающим. Такая форма контроля, как показала практика, является эффективной.

Структура курса психология управления состоит из 5 разделов, 21 темы.

Типовая программа рассчитана для слушателей академии управления, институтов системы повышения квалификации, руководящих работников, студентов университетов и на широкий круг руководителей разного уровня.

3.Содержание

Введение

Условия, способствующие возникновению и развитию психологии управления. Нужды управления трудовыми коллективами, оказавших влияние

Похожие материалы

Информация о работе