Понятие - исходная форма логического мышления. Основные элементы процесса мышления. Тенденции развития культуры мышления

Страницы работы

Фрагмент текста работы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................................................

1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ.................................................................

2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ...............................................................

3. КАЧЕСТВА МЫШЛЕНИЯ..................................................................................................................

4. НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ............................................................................................................................

5. МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК........................................................................................................................

6. ПОНЯТИЯ..............................................................................................................................................

6.1. ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТА МЫСЛИ............................................................................................

6.2.ПОНЯТИЕ - ИСХОДНАЯ ФОРМА ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.................................

6.3. ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ...................................................................................

6.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ.....................................................................................................

6.5. ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ.................................................................................................................

7. СУЖДЕНИЕ - ОСНОВНАЯ ФОРМА ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ....................................

8. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - ФОРМА ПОЛУЧЕНИЯ ВЫВОДНОГО ЗНАНИЯ...............................

9. ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ И ПРАВИЛ............................................................

10. ЭЛЕМЕНТЫ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................................................

10.1. СУЩНОСТЬ И ПРАВИЛА СРАВНЕНИЯ............................................................................

10.2. СУЩНОСТЬ И ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ТИПОЛОГИИ..................................

11. ИМАЖИНИТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ................................................................................................

12. ПРОЯВЛЕНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В УЧЕБЕ..................

13. МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ...............................................................................

14. ДИАЛЕКТИКА КАК  ВСЕОБЩИЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ.........................................................

15. ПРИМЕНЕНИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЕТОДА ПОЗНАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ)........................

16. МЫШЛЕНИЕ В ВЕК ГЛОБАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ........................................................

16.1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ...................................................................................

16.2.ЭВОЛЮЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ. ОТ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ К ТВОРЧЕСКОМУ................................................................................................................................

17. КУЛЬТУРА НАУЧНОЙ ПОЛЕМИКИ.............................................................................................

УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ.......................................................

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................................................................


ВВЕДЕНИЕ

Эффективность менеджмента определяется научной обоснованностью  методологии выработки и принятия управленческого решения. Без хорошей теории практика слепа. Научность управления проявляется в двух плоскостях. Во-первых, на научном уровне исследуется функционирование системы управления, проводится диагностика ее состояния. Во-вторых, научные подходы применяются при принятии и реализации управленческого решения. Однако, к сожалению, в современных условиях и особенно на макроуровне научный уровень принятия решения достаточно низок. Одной из причин  этого - слабая теоретическая разработка курса реформирования страны и недостаточная подготовка управленческих кадров. Очень часто ответственные решения слабо проработаны, решения принимаются с точки зрения здравого смысла, на уровне обыденного сознания. В этой связи  следует отметить следующее.

1.   Менеджеры, зачастую, плохо владеют методами научного исследования, прежде всего вследствие того, что не изучали их специально в вузах, т.к. это не было предусмотрено учебными планами.

2.   Менеджерам объективно  присуща большая ориентация на   практическое мышление нежели теоретическое.

3.   В условиях постоянного дефицита времени руководители часто принимают поспешные решения на основе ранее приобретенного опыта и интуиции.

Все это снижает уровень подготовленности управленческого решения и создают трудности в их реализации, не способствует эффективности управления.

Управленческая, научная и учебная практика связана с многосторонней мыслительной деятельностью: с применением понятий, с оценкой истинности суждений, с постановкой вопросов и ответами на эти вопросы, с различными умозаключениями, с научными дискуссиями. Данная книга предназначена для тех людей, кто стремится развить свой интеллектуальный потенциал, расширить знания по проблемам Познания, Логики, Методологии и др. Упражнения, содержащиеся в этой  работе, предназначены для совершенствования культуры мышления.  

1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ.

В современном мире нашло понимание того, что целью общественного развития является физическое  и нравственное развитие, а также  мощный интеллект человека. Зарубежные государства не жалеют средств на развитие науки и культуры. В педагогических поисках последних лет особое внимание уделяется специальному формированию мышления, целенаправленному развитию интеллектуальных умений, обучению процессам познавательного поиска.

Внимание и усилия по развитию мышления подрастающего поколения воплощаются в последние годы в специальных программах. Особенно развита разработка таких программ   В США, Тайване, Израиле. Яркий пример такого рода поисков - разработки, ведущиеся с середины 80-х годов в США в рамках проектов Ассоциации по разработке учебных программ. К моменту начала этих разработок стремление включить в самые разнообразные учебные курсы задачи интеллектуального развития стало общим в педагогической практике. Для того, чтобы выработать единые для учителей и специалистов ориентиры, была поставлена цель - представить общую картину интеллектуальных (мыслительных) умений., которые являются предметом целенаправленного формирования в учебном процессе. Стержнем развития интеллектуальных умений американские специалисты определили критическое мышление. Развитие критического мышления специально выделено в перечнях декларируемых образовательных целей в большинстве штатов и школьных систем страны.

Задача развития критического мышления состоит в том, чтобы учащиеся пришли к правильному  пониманию и осознанию в самих себе проявлений естественной  человеческой склонности считать свое мнение единственно значимым и правильным, стремились преодолеть эту склонность. Американские специалисты предложили разграничивать критическое мышление в “слабом” и “сильном” смысле. Так, использование анализа и аргументации с целью прежде всего развенчать чужую точку зрения служит примером критического мышления в “слабом” смысле слова. Напротив, человек, прибегающий к критическому мышлению в “сильном” смысле, не зациклен на собственной точке мышления. Он исходит из необходимости по собственной инициативе испытывать свои идеи и представления наиболее сильным из возможных возражений, какие только могут быть выдвинуты против них.

В школьном     обучении США действует очень много специальных программ

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Культурология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
1 Mb
Скачали:
0