Рыночная система. Величина предложения. Излишек (выигрыш) потребителя. Комплементарные блага. Совокупный рыночный спрос

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Глава 3. Рыночная система

3.1. Основные понятия

Величина предложения — количество товара, которое продавцы могут и желают поставить на рынок по данной цене.

Величина спроса — количество товара* которое покупатели могут и желают приобрести на рынке по данной цене.

Закон предложения (1аю о/ зиррЬу) — прямая связь между ценой и величиной спроса.

Закон спроса {1аго о/ йетапй) — обратная связь между ценой и величиной спроса.

Излишек (выигрыш) потребителя (сопзитег зигрЫз) — суммарная разница между ценами, которые потребитель готов платить за разные количества товара, и ценами, которые он в действительности платит.

Излишек (выигрыш) производителя (ргойисег зигрЫз) — разница между валовыми доходами и полными затратами производителя.

Индивидуальный спрос (гпа1гьго1иа1 йетапв.) — спрос, предъявляемый одним потребителем.

Комплементарные блага (сотр1етепШгу доойз) — блага, дополняющие друг друга в потреблении.

Кривая предложения {зирр1у сигье) — графическое изображение зависимости между рыночной ценой блага и величинами предложения данного блага в данный момент времени.

Кривая спроса {йетапй сигье) — графическое изображение зависимости между рыночными ценами блага и величинами предложения данного блага в данный момент времени.

Равновесная цена (едийгЪпит рггсе) — цена, уравновешивающая величины спроса и предложения на рынке в результате действия конкурентных сил.

Рынок (тагке^ — система, обеспечивающая взаимодействие продавцов и покупателей для определения цены и необходимого количества товара и услуг.

Совокупный рыночный спрос (тагкеЪ йетапй) — сумма индивидуальных величин спроса на рынке при каждой цене.'


48

Глава 3. Рыночная систе

Субституты (зиЪзШШгопа.1 доод,з) — блага, замещаюпг друг друга в потреблении.

Товары Гиффена (Ог//еп доойз) — некачественные тов" ры, которые занимают большой удельный вес в бюджете п требителя.

Трансакционные затраты (ЪгапзасЫоп созЪ) — затраты: сфере обмена, связанные с передачей прав собственности.

Функция спроса {йетапй /ипсЫоп) — функция, определ ющая значение величины спроса в зависимости от влияюг. на нее различных факторов.

Функция предложения (зирр1у /ипсЫоп) — функция, о; ределяющая значение величины предложения в зависимо" от влияющих на нее различных факторов.

Эластичность {еШзЫсИу) — важнейшая характернее спроса, показывающая зависимость изменения величины сп" са от изменения различных факторов (цены, дохода и др.).;

Эластичность спроса по цене =

Процентные изменения _____ в величине спроса

Процентные изменения в ценё>

Формула точечной эластичности:

Е - й<2/<Э : 6.Р/Р = й<Э/аТ : <Э/Р.

Факторы эластичности спроса по цене: 1) наличие ститутов; 2) доля товара в бюджете потребителя; 3) размер хода; 4) качество товара; 5) запасы; 6) ожидания потребит"

Эластичность спроса по доходу =

Процентные изменения в величине спроса

Процентные изменения доход

Перекрестная эластичность (сгозз е1азЫсИу) — эласт ность спроса на один товар по цене другого товара:        4

Процентные изменения спроса на товар А

Перекрестная эластичность =

Процентные изменения цень|[ на товар Б


49

3.2. Вопросы и задачи

3.2. Вопросы и задачи 3.2.1. Рынок и трансакционные затраты Верны ли следующие утверждения?

141. Дефицит товара вызывает увеличение неденежных затрат потребителя.   .

Да       Нет

142. Фиксирование верхнего предела ("потолка") цены всегда приводит к дефициту товара и потере благосостояния как покупателей, так и продавцов.

Да       Нет

143. Когда распределение блага осуществляется посред ством очередей, то полная его цена для покупателя будет тем Шыше, чем ниже получаемая им заработная плата.

Да       Нет

Выберите единственно правильный вариант ответа

144.  При прочих равных условиях, чем выше в экономи ке интенсивность обмена, тем уровень трансакционных затрат:

а)выше;

б) ниже;

в)не зависит от интенсивности обмена;

г)может быть выше или ниже в зависимости от инсти туциональных факторов.

145.  О п р е д е л и т е причины, способствующие росту рансакционного сектора в экономике:

а) углубление разделения труда;

б) увеличение размера фирм;

в)усиление вмешательства государства в экономику;

г)все вышеперечисленное.

146.  В Москве идет процесс сноса пятиэтажек и строительтво вблизи новых многоэтажных жилых домов. В этой связи

|кономическая теория не  предсказывает, что:

а)может вырасти зарплата в строительстве;

б) занятость в строительной индустрии возрастет;

в) прибыли строительных компаний увеличатся;

г)спрос на ус'луги строителей уменьшится.

3.2.2. Спрос и предложение Верны ли следующие утверждения?

147. В основе построения кривой спроса лежит кривая цена—потребление".

Да       Нет


*Ш07


50

Глава 3. Рыночная систем

148.  Закон спроса утверждает, что когда цена товара ра:

стет, спрос на этот товар тоже растет.

Да       Нет

149. Субсидии производству не увеличивают выигрыш пс требителя.

Да      Нет

150. Если бы количество продаваемых шин увеличивало' при уменьшении цен на бензин, то при прочих равных уел: виях экономисты могли бы сказать, что шины и бензин — вЩ

имозаменяемые товары.

Да       Нет   -'\

Выберите единственно правильный вариант ответа <

151.  Увеличение спроса и сокращение предложения пр!

ведут   к:

а)увеличению равновесной цены и увеличению равновё ного количества;                                                               ,, б)  уменьшению равновесной цены и уменьшению равй' весного количества;

в)  увеличению равновесной цены и неопределенному э фекту в отношении равновесного количества;

г)уменьшению равновесной цены и неопределенному фекту в отношении равновесного количества.

15*2. При данной величине, спроса технический прогрес производстве продукта X повлечет  за собой:                                '

а)  увеличение равновесной цены на продукт X и уве чение равновесного количества;

б)  увеличение равновесной цены и уменьшение рав" весного количества;

в)  уменьшение равновесной цены и уменьшение рав весного количества;

г)уменьшение равновесной цены и увеличение раЕ) весного количества.                                                        ;,

153.  Если кривая предложения перемещается на граф вправо, то это означает, что произошло:

а)  увеличение предложения;

б)  сокращение спроса;

в)  увеличение величины предложения;

г)  уменьшение величины предложения.

154.  Существует  обратная зависимость между:

а)  количеством осадков в месяц и продажей зонтов;'

б)  величиной дохода потребителя и его спросом на ры низшей категории;


3.2. Вопросы и задачи                                                                        51

в)  ценой картины и степенью известности художника, ее написавшего;

г)   ни один ответ не подходит.

155.  С ростом доходов потребителя кривая спроса на ржа ной хлеб будет:

а)  смещаться вправо и вверх;

б)  смещаться влево и вниз;

в)  смещаться влево и вверх;

г)   смещаться вправо и вниз.

156. Определите, какое из событий, приводимых ниже, будет влиять на цену говядины не так, как остальные три:

а)  врачи не рекомендуют есть много говядины;

б)  снизится цена на свинину;

в)  резко снизится стоимость кормов для крупного рога того скота;

г)появился незнакомый науке вирус, содержащийся в мясе птицы.

157. Цена на одежду вероятно возрастет в результате:

а)роста предложения одежды;

б)  повышения зарплаты на ткацких фабриках;

в)  появления нового оборудования, снижающего сто имость производства;

г)снижения спроса на одежду.

158.  Одна из главных целей деятельности 9тран ОПЕК — установление квот добычи нефти. Страны, производящие са харный тростник, действовать таким методом не могут, так Как тростниковый сахар на мировом рынке:

а)  не является редким экономическим благом;

б)  имеет много субститутов;

в)  имеет низкую эластичность спроса по цене;

г)имеет низкую эластичность спроса по доходу.

159. С ростом дохода потребителя его спрос на товары Гиффена:

а)  возрастает;

б)  уменьшается;

в)  остается неизменным;

г)меняется по синусоиде.

160.  Падение величины спроса на товар, происходящее од влиянием падения цены, называется:

а)  эффектом дохода;

б)  парадоксом Гиффена;

в)  парадоксом Энгеля;

г)эффектом замещения.


52                                                                Глава 3. Рыночная система

16,1. Сдвиг кривой спроса влево при прочих равных услоч) виях ведет  к:

а)  понижению цены равновесия;

б)  повышению цены равновесия;

в)  сохранению прежней цены равновесия;

г)повышению величины предложения.

162.При росте цен на товар А величина спроса на нег широких слоев потребителей тем не менее выросла. Это зна; чит, что товар Аотноситсяк:

а)  товарам Гиффена;

б)  товарам первой необходимости;

в)  предметам роскоши;

г)  ситуация невозможна.

Выполните задания и ответьте на вопросы

163.Функция спроса на хлеб:

<Э = 100 + 0,5 7 - 30Р:+ 20Р2, где С2— годовая величина спроса; I— доход; ■Р1— цена хЛ! ба; Р2 — цена макарон. Определите:

1)  функцию годового спроса на хлеб при доходе Ют руб. в месяц и цене макарон 250 руб. за 1 кг;

2)  цену, при которой спрос на хлеб будет равен нулю. Постройте кривую спроса на хлеб.

164.Все потребители имеют одинаковые функции инди" дуального спроса.. Индивидуальный спрос потребителей опи вается уравнением: <Эа = 5 - 0,5Р. На рынке имеется 5 по бителей.

Определите функцию рыночного спроса; измене; рыночного спроса, если товар захотят купить еще 10, 15, потребителей.

165.Два потребителя имеют разные функции йндиви; ального спроса:                                                                            г

Ваня: <ЭШ = 5 - Р;   Маня: = 10 - 2Р.                }

Определите рыночный спрос, если Ваня и Маня(* единственные потребители.

166.Индивидуальное предложение фирмы описываг уравнением: ^ — 5 + 0,5Р. На рынке 2 фирмы.

Определите изменение рыночного предложения * ра, если на рынок выйдут еще 3, 5, 10 фирм, при уело что это рынок совершенной конкуренции.

167.Индивидуальное предложение фирмы опиеыва уравнением: фв; = -10 + 2Р. На рынке 2 фирмы.


53

3.2. Вопросы и задачи

Определите изменение рыночного предложения товара, если на рынок выйдут еще 3, 5, 10 фирм.

168.Индивидуальное предложение фирмы описывается уравнением: фз, = Р. На рынке 2 фирмы.

Определите изменение рыночного предложения товара при том условий

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Экономика
Тип:
Дополнительные материалы
Размер файла:
340 Kb
Скачали:
0