Эволюция экологической оценки в России. Советская система принятия решений о проведении новых экономических мероприятий

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Такая проверка может проводиться постоянной независимой комиссией, специально создаваемой для этой цели (Голландия) или экспертами, назначаемыми Министерством экологии (Словакия).

Учет в принятии решений. Основная цель ОЭВ — способствовать принятию решений, в большей степени ориентированных на предотвращение экологического ущерба от намечаемой деятельности. Результаты ОЭВ могут использоваться, например:

  • проектировщиками при выборе проектных решений, связанных с наименьшим воздействием на окружающую среду и при проектировании мер по уменьшению воздействий;
  • заказчиком при выборе альтернатив осуществления намечаемой деятельности (или принятии решения об отказе от таковой);
  • кредитно-финансовыми организациями при принятии решений о выделении средств на осуществление намечаемой деятельности;
  • органами государственного надзора и контроля, органами местной власти при принятии решений, разрешающих намечаемую деятельность;
  • органами, ответственными за охрану окружающей природной среды при согласовании условий природопользования.

Стадия осуществления намечаемой деятельности. Многие из выводов ОЭВ не могут быть точными. Поэтому особенно важна проверка соответствия выводов ОЭВ и реальных воздействий. В некоторых системах такая проверка (иногда называемая послепроектный анализ или аудит ОЭВ) закреплена законодательно, в других она проводится на добровольных началах заказчиком, природоохранными органами или исследовательскими организациями.

4.2. ОЭВ и проектный цикл. Необходимость стратегической оценки

Основная цель ОЭВ — это предотвращение экологического ущерба. На ранних стадиях развития процедуры считалось, что для этого достаточно того, чтобы оценка воздействия проходила до того, как начинается осуществление деятельности. (Даже этот принцип соблюдался далеко не всегда и часто приходилось слышать, что "строительство уже давно идет, а ОВОС еще не закончен", причем такие ситуации случались не только в России, но и в более "законопослушных" странах). Иными словами считалось, что надо сначала подготовить проект, затем "просчитать" его экологические последствия и на основе результатов этих подсчетов принять решение по осуществлению намечаемой деятельности.

Именно на таком понимании основывались самые ранние представления об экологической экспертизе в Советском Союзе (законченный проект должен пройти экологическую экспертизу). Но отвечает ли такой подход принципу превентивности? Как показывает опыт — нет. Если проект уже разработан без учета экологических соображений, то никакая экологическая экспертиза не сделает его экологически безопасным. В лучшем случае, экспертиза могла вернуть проект "на доработку", которая нередко носила чисто косметический характер, или вообще его "запретить", таким образом, принципиально противопоставляя экономическое развитие и охрану окружающей среды.

Более современные представления о процессе ОЭВ состоят в том, что он должен начинаться до того как процесс проектирования закончен. Система, принятая в Российской Федерации в соответствии с СП 11-101-95 предполагает проведение основных работ по оценке воздействия на окружающую среду экспертизы на стадии подготовки "обоснования инвестиций", которое определяет принципиальные параметры намечаемой деятельности. Затем это "обоснование инвестиций" может быть объектом государственной экологической экспертизы. После этого рабочий проект может разрабатываться уже с учетом ограничений, выявленных в ходе ОВОС и с учетом требований ГЭЭ. Насколько велика гибкость на стадии разработки рабочего проекта

Похожие материалы

Информация о работе