Модернизированные схемы подвода газа к горелкам с использованием газооборудования ЗАО. Обвязка двухканальных по газу горелок, страница 3

Например, при останове котла ТГМП-204 (блок 800 МВт), оснащённого 36 горелками, должны оперативно закрыться 72 ПЗК на газопроводах к горелкам. На котлах ТГМП-314 (блоки 300 МВт), оснащённых двухканальными по газу горелками, при останове должны одновременно сработать 48 ПЗК. По имеющимся данным, практически весь парк энергетических газовых котлов в РФ оснащён общекотловыми ПЗК, с помощью которых и производится их останов.

В 1991-1995 гг. ЗАО "АМАКС" (г. Москва) разработало и освоило серийный выпуск блоков газооборудования типа БГ-8, которые конструктивно унифицированы и отличаются лишь диаметром газопроводов и арматурой. Блоки состоят из двух последовательно соединённых при помощи фланцевых соединений ПЗК со свечой безопасности между ними, дроссельной заслонки с электроприводом и оснащены автоматической системой диагностики плотности ПЗК перед включением горелки в работу.

Одновременно в эти же годы и ЗАО "АТЭК" (г. Санкт-Петербург) разработало и освоило серийный выпуск ПЗК и шаровых задвижек, которые нашли применение при модернизации схем газоснабжения. При выполнении модернизации с использованием арматуры ЗАО "АТЭК" также выполняется диагностика плотности ПЗК перед включением горелки в работу.


В последние годы газовые блоки ЗАО "АМАКС" были внедрены на ТЭС Мосэнерго, Тю-меньэнерго, Оренбургэнерго, Пермэнерго и других энергосистем. ПЗК и шаровые задвижки фирмы ЗАО "АТЭК" были внедрены на ТЭС Свердлов-энерго, Мосэнерго, Тюменьэнерго и др.

Краткая характеристика котлов блоков 200-800 МВт, на которых осуществлена модернизация систем газоснабжения и на которых в разные годы предприятие УралОРГРЭС проводило испытания, приведена в таблице. Все котлы, кроме котла ТПП-804, рассчитаны на сжигание газа и мазута.

Схемы модернизированных газопроводов к горелкам с использованием газовых блоков производства ЗАО "АМАКС" и ЗАО "АТЭК" показаны на рис. 2.

Согласно Правилам при установке регулирующих заслонок перед каждой горелкой применение растопочного регулирующего клапана необязательно. На котле ТГМП-204ХЛ растопочный регулирующий клапан установлен на блочном газораспределительном пункте. Кроме того, регулирующие заслонки ЗАО "АМАКС" имеются перед каждой горелкой. На котле ТГМП-114 (рис. 2, в), оснащённом трёхканальными по газу горелками, используется арматура ЗАО "АТЭК". В схеме газоснабжения котла не предусмотрены растопочный регулирующий клапан и регулирующие заслонки. При растопке котла задействован один газовый канал горелок с расходом газа 25% номинального. Описываемую схему отличает простота и надёжность, проверенные многолетней эксплуатацией.

Правила констатируют, что на газовых котлах газопровод к ЗЗУ горелок должен быть врезан после общекотлового ПЗК перед основным регулирующим клапаном. Это реализовано, например, на котле ТГМП-114 (рис. 2, в), однако на котлах ТГМП-204ХЛ, ТГ-104 и ТГМП-314, использующих оборудование ЗАО "АМАКС", газопровод к ЗЗУ горелок врезан перед ПЗК горелок (рис. 2, а, б) и опять-таки в соответствии с Правилами толь-