Понятие права и государства. Основы теории права и государства. Создание эффективных механизмов прямого воздействия населения страны на характер государственной власти

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

Тема 1

Понятие права и государства 

На заре многовековой истории становления цивилизации государства и права не было. С момента своего зарождения государство закрепляет имущественное неравенство. При помощи государственного аппарата экономически господствующие классы обеспечивают свое политическое господство. На первых порах государство играет роль стража стихийно складывающихся общественных отношений. Но постепенно государство развивает активную законодательную деятельность, а право, система общеобязательных норм определенных государством, приобретает ярко выраженную классово-политическую направленность и начинает выступать в качестве регулятора всевозможных общественных отношений.

Нормы права в государстве складывались двумя путями:      

- законодательным закреплением первобытных обычаев;

- установлением новых норм в правовых актах государства.

Право всегда поддерживается силой государственного принуждения.

Государство отличается от общественной власти рядом признаков:

- наличием  группы людей (особого аппарата) при помощи которых выполняются политические функции управления и принуждения;

-  расселением населения на определенной территории;

- поборами (налогами) с населения, необходимыми для содержания особого аппарата публичной власти;       

- суверенитетом;

- возможностью издавать законы и иные нормативные правовые акты, обязательные для всего населения государства.

Государство - это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего первоначально посредством норм права интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий и демократизации общества осуществляющая на правовой основе все более широкие общесоциальные функции.

Под формой государства понимается организация государственной  власти, обусловленная его сущностью и социальным назначением и включающая в себя три основных элемента – форму правления, форму государственного устройства и политико-правовой режим.

Форма правления – структура высших органов государственной власти, порядок их образования и взаимодействия между собой и населением. Форма правления может выступать в виде монархии и республики.

Монархия характеризуется такими политико-правовыми свойствами, как пожизненное пользование властью главой государства; занятие трона по наследству или по праву родства; юридическая безответственность монарха. Монархическая власть бывает абсолютной (ничем не ограниченной), дуалистической (разделённой между монархом и законодательным органом - парламентом) и парламентарной, когда власть монарха является формальной («царствует, но не правит»).

Республика – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми, как правило, непосредственно населением на определённый срок. Наиболее характерными признаками республиканской формы правления являются: осуществление государственной власти не по собственному бесконтрольному праву, а по поручению народа; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; несение юридической ответственности главой государства в случаях и в порядке, предусмотренных законом; взаимная ответственность государства (каждого его органа) и личности. В республиках высшие органы власти коллегиальные и в основном выборные. В зависимости от того, какие слои населения имеют формальное право участвовать в избрании высших органов государственной власти, республики подразделяются на аристократические и демократические. Республики подразделяются на парламентарные (Италия) и президентские (США, Беларусь и т.д.). В парламентарных республиках решающая роль в политической жизни страны принадлежит сформированному парламентом правительству, а в президентских - президенту.

Под формой государственного устройства понимают административно-территориальное или национально-территориальное деление государства и обусловленные им взаимоотношения между общегосударственными органами и органами власти частей, из которых состоит государство. Выделяют три основные формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.

Унитарное (простое) государство это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые полностью подчиняются центральным органам власти и, следовательно, государственным суверенитетом не обладают.

Федерация – это союзное государство, субъекты (части) которого обладают определённым (самоограниченным) государственным суверенитетом. В федеративном государстве существуют как общефедеральные органы власти, так и высшие государственные органы субъектов федерации (республик, штатов); действует как федеральное законодательство субъектов федерации, соответствующее федеральному; граждане субъектов федерации являются одновременно гражданами всей страны.

Конфедерация представляет собой союз суверенных государств, объединяющихся для достижения определенных, ограниченных целей в пределах определенного исторического периода (например, военных или экономических). Государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют общие высшие государственные органы, национальное законодательство, гражданство, вооруженные силы, денежные, финансово-кредитные и налоговые системы. Конфедерации создаются в целях решения определённых межгосударственных задач (политических, экономических, военных), для чего образуются общие специальные межгосударственные органы (советы, комитеты), функционирующие в чётко ограниченных пределах. Армия конфедерации состоит из военных контингентов, государств членов конфедерации, направленных по их решению в распоряжение общего командования. Признаки конфедерации наблюдаются в Содружестве Независимых

Похожие материалы

Информация о работе