Заработная плата на автомобильном транспорте

Страницы работы

Содержание работы

Тема 6. Заработная плата на автомобильном транспорте

Наиболее распространенной должностью на предприятиях автомобильного транспорта, осуществляющих перевозки пасса­жиров и грузов, является должность водителя. Численность во­дителей на большинстве предприятий составляет более 50% от общей численности работников.

Труд водителей может оплачиваться повременно и сдельно. При выборе системы оплаты за основу принимаются вид пере­возок, условия их выполнения и другие факторы.

В частности, труд водителей маршрутных такси, автобусов, осу­ществляющих городские, пригородные, междугородные и заказные перевозки пассажиров, оплачивается повременно. При этом размер часовых тарифных ставок водителей устанавливается по видам пе­ревозок и зависит от вместимости автобусов: с увеличением вмес­тимости часовая ставка повышается. На практике и при установлении размеров ставок с помощью соответствующих коэффициен­тов выдерживается определенное соотношение между ними. Минимальное значение коэффициента устанавливается водителю, работающему на автобусе марки ПАЗ. Водителям, работающим на автобусах марки ЛАЗ-655, коэффициент составит 1,1; на автобусах марки ЛИАЗ и ЛАЗ 699, — 1,23; на автобусах марки «Икарус», — 1,38.

Кроме заработной платы, водителям маршрутных такси и ав­тобусов выплачиваются предусмотренные трудовым законодатель­ством надбавки и доплаты (за классность, разрывной характер работы, за отработанное время в каждой смене с двумя выход­ными, сверхурочное время, время простоя в резерве, участие в ремонте и т.д.)

Премирование водителей, занятых на всех видах перевозок пассажиров, производится как за индивидуальные результаты, так и за общие результаты работы бригады, измеряемые доходами (выручкой) от перевозок. За индивидуальные результаты премия начисляется за выполнение плана по доходам и за выполнение планового количества рейсов. Премирование за общие резуль­таты бригады осуществляется за выполнение плана по доходам всей бригадой водителей. Премия за коллективные результаты распределяется между членами бригады с учетом коэффициен­та трудового участия.

Премия начисляется за фактически отработанное время на линии с учетом доплат и надбавок, выплачиваемых в установ­ленном порядке: за классность, работу в ночное время, разрыв­ной график, предусматривающий разделение смены на части. Кроме того, премия водителям может быть установлена за от­сутствие дорожно-транспортных происшествий по вине водителя, нарушений правил техники безопасности об охране труда, за содержание автомобиля в технически исправном состоянии, соблю­дение санитарных норм и правил, выполнение приказов и рас­поряжений качественно и в срок.

Оплата труда водителей такси в большинстве городов России устанавливается в определенной доле от выручки, полученной за каждый заказ. При данном способе водитель заинтересован в перевозке пассажиров на дальние расстояния.

Труд водителей грузовых автомобилей в зависимости от ус­ловий работы может оплачиваться повременно и сдельно. При­менение повременной системы оплаты труда экономически оп­равдано в тех случаях, когда нет возможности для точного уче­та производительности автомобиля в тоннах и тонно-километрах или когда эта производительность в силу объективных причин недостаточна (например, на перевозках, связанных с хозяйствен­ным обслуживанием предприятий, являющихся заказчиками транспортных услуг, при транспортировке мелких партий гру­за, при перевозках с заездами, при эксплуатации автомобилей специального назначения — топливозаправщиков, автомобилей технической помощи, автоклавов и др.).

При повременной оплате применяются часовые тарифные ставки, дифференцированные по маркам автомобилей в зависи­мости от грузоподъемности последних. Водители грузовых ав­томобилей, труд которых оплачивается повременно, получают разнообразные надбавки, доплаты и премии, предусматриваемые положениями об оплате труда и премировании, которые действуют на каждом предприятии.

Некоторые особенности имеет оплата труда водителей-сдель­щиков. При сдельной системе оплаты труда водителей грузовых автомобилей зарплата рассчитывается по сдельным расценкам, которые могут быть установлены за тонну, тонно-километр, рейс, пробег. В расценку входит оплата подготовительно-заключитель­ного времени и за отработанное время.

Сдельные расценки за перевозку 1 т груза (Ст) и за произве­денную работу в 1 т-км (Сткм)  рассчитываются по формулам

Ст = См · tпр · 100 · 60  , тенге / т;

                      Тм · 60 · q · γ 

Сткм = См (tдв + t пз) ·100     ,тенге/т-км,

                                              Тм· 60 · Vт · q · γ · β

где См  - месячная тарифная ставка водителя третьего класса, тенге;

tпр — время простоя автомобиля под погрузкой и разгруз­кой в расчете на одну ездку, ч;

Тм — месячный фонд времени водителя;

q— грузоподъемность автомобиля, т;

γ — коэффициент использования грузоподъемности;

tдв — время в движении;

t пз  -  подготовительно-заключительное время, ч;

Vт — техническая скорость автомобиля, км/ч;

β — коэффициент использования пробега.

Оплата труда водителей, работающих на автомобиле с прице­пом, производится по тем же расценкам, что и при работе без прицепа, но за общее количество перевезенных тонн (на авто­мобиле и прицепе) и за общее количество выполненных т-км.

Кроме зарплаты водителям, как сдельщикам, так и повремен­щикам, занятым на перевозке грузов, могут быть установлены доплаты и надбавки, предусмотренные трудовым законодатель­ством (за классность, совмещение обязанностей экспедитора или грузчика, за работу в ночное время и др.).

Премирование может производиться за индивидуальные и коллективные результаты работы по следующим показателям:

1) выполнение и перевыполнение месячного, дневного, смен­ного планов (заданий) по перевозкам или доходам от перевозок;

2) улучшение эксплуатационных показателей (коэффициен­тов использования пробега, грузоподъемности, сокращения по­терь линейного времени и времени простоя автомобилей под погрузкой-разгрузкой);

3) соблюдение графика перевозки грузов и пассажиров и др.

При перевозке массовых навалочных грузов автомобилями-самосвалами широкое применение находит сдельно-премиаль­ная оплата труда водителей, при этом расценка может рассчи­тываться за каждый рейс на определенное расстояние при усло­вии полного использования номинальной грузоподъемности автомобилей. При применении прицепов размер сдельной рас­ценки может быть увеличен. Для удобства и ускорения расче­тов по начислению зарплаты водителям автомобилей-самосва­лов на каждом АТП целесообразно иметь заранее заготовленные таблицы, содержащие сдельные расценки за рейс, при разных рас­стояниях перевозок. Премия может быть установлена за выпол­нение установленного задания при высоком качестве и в срок.

Расценка на 1 т-км или за 1 км пробега применяется при оплате труда водителей большегрузных автомобилей с универсальным кузовом, осуществляющих доставку груза на большое расстоя­ние. При этом при перевозке ценных грузов устанавливаются доплата водителю за экспедирование данного груза в процентах от тарифной ставки и премия за выполнение установленного задания в срок.

При оплате труда водителей автомобилей, осуществляющих междугородные перевозки грузов, может найти применение по­временно-премиальная система, при которой тарифная ставка устанавливается за каждый день при определенном значении пробега за указанный период и коэффициенте использования пробега. При увеличении (снижении) вышеуказанных показателей начисление заработной платы осуществляется пропорциональ­но их фактическому значению. В сумму дневной заработной платы входят оплата подготовительно-заключительного времени, за отработанное время, доплата за экспедирование груза и за пе­ревозку опасных грузов, премия за выполнение установленного задания качественно и в срок.

Широкое распространение в настоящее время получает сдель­ная система оплаты труда, при которой заработная плата води­теля грузового автомобиля начисляется в размере установленного норматива в процентах на 1 тенге. доходов без учета НДС. Дан­ный способ начисления заработной платы предусматривает при­менение на АТП дифференцированного учета доходов от экс­плуатации каждого автомобиля.

Похожие материалы

Информация о работе