Развитие педагогических идей в трудах видных педагогов советского периода. П. П. Блонский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский

Страницы работы

Фрагмент текста работы

конце XVIII — начале XIX века активно пробивает себе дорогу теория материального образ-я. Своим зарождением она обязана тому, что быстрое развит. промышленности и ее научно-технич. основ поставило вопрос о подготовке людей, обладающ. научными, технич. и практич. З. .философ-утилитарист Г.Спенсер, утверждал, что познание не может выйти за пределы непосредствен. опыта и что источником З.явл. только опыт. Из этого делались следующие пед. выводы: нужно вооружать уч-ся преимущественно естественнонаучными З., а в кач-ве критерия для отбора образоват. материала должна быть степень его пригодности для жизни, для непосредственной практич. Деят-ти уч-ся в будущем. Теория материального образ-я составляла основу так назыв. реального направления в школьном образ-ии. Широкое распространение в зарубежной, и особенно американской, педагогике 1-ой полов.XX века получили прагматистские идеи по вопросам содерж. школьного образов. Изв. представитель прагматизма в педагогике Дж. Дьюи пытался создать свою концепц. школ-го образов. Он критиковал как рационализм, кот, по его мнению, уводит от жизни, от фактов, от мира реальностей, так и эмпиризм, кот. якобы способствует отрыву ч. от религии, и настойчиво внедрял в педагогику идею о необх. положить в основу школ-го образов. организацию практич. Деят-ти детей, вооружение их Уи Н,  в разл. сферах жизни.Обучение Дьюи представлял как организацию деят-ти детей по разрешению практич. задач, взятых из повседневной жизни. Дьюи отрицал необх. четко очерченного содерж. Образ-я и отдельных учебных предметов в школе, не признавал важности научного образ-я и сводил обучение к узкому и основанному на интересах детей практицизму.

22.Хар-ка понятий содерж. Образов-я и образ-ие. Истор. анализ теорий содерж. Образов-я, их положит. стороны и недостатки.

Для успешного обучения и развития личности необходимо уяснить, чему надо учить школьников и чем они должны овладеть, чтобы получить совершенное образование. Речь в данном случае идет о содержании образования--  система научных З,УиН, а также мировоззренч. и нрав.-эстетич. идей, кот. Необх. овладеть уч-ся в процессе обуч. На содерж. Образов. влияли 2 группы факторов: объективные и субъективные. К объект. относятся: потребности об-ва в определ. уровне образов-я подрастающего поколения, а также изменение и развит. науки ,техники, требующ. Постоян. обновления содерж. Образов. факторы субъективны, политика и идеология гос-ва в обл. образов. и воспит. Виды образов.: общее, технич. и профессиональное.

23. Разработка в педагогике научн. Требов. к содерж.образов. и тенденции его совершенствования.

Научн.педагогика при опр-и содерж.образов. исходит из того, что развитие личности опр-ся мерой овладения обществен. опытом, основу кот. составляют З,УиН, применения их на практике, способы творч. Деят-ти, мировоззренч. и морально-эстетич. идеи. Исходя из этого в педагогике разработана сист. Научн. требований, кот. предъявляются к содерж. Образов., его совершенствованию и обновлению. На всех ступенях образов. его содерж. должно: обеспечивать осущ-ия осн. цели воспит. – формиров. всесторонне и гармонично развитой личности; способствовать умственному развит., технич. Обуч-ю, нравствен., эстетич. и физич. Воспит.уч-ся; включать в себя цикл естественно-матем., гуманитарных, общественно-полит. и эстетич. предметов;

базироваться на строго научн. основе,  обновляться с учетом происходящих соц.-эконом. изменений в об-ве и развит. науки, техники и культуры и иметь гражданско-патриотич. направленность;строиться на предметной основе и соответствовать структуре и логич. Сист. Логич. наук;раскрывать взаимосвязь м/д отдельн.учебными предметами; укреплять связь теории с практикой, с включением уч-ся в доступную для них трудовую деят-ть; соответствовать возрастным возможностям уч-ся;сочетаться с технич. Обуч. и способствовать професс-ой ориентации школьников.

24. Гос. Образоват. стандарт и документы по опр. Содерж. Шк. Обуч. И его внутр. структура .

К Гос. Образов. Стандартам относятся: учебные планы, уч. программы, учебники, учеб. пособия. Уч. план – это утверждаемый Министерством образов. РБ документ, в кот. Опр-ся состав учебн. предметов, изуч. в учебном заведении, порядок их изуч. и кол-во учебных часов, отводимых на изуч. Кажд. предмета в кажд.  классе. В соврем. учебных планах изуч. в школе предметы делятся на 3 группы: предметы обязат. (базовый компонент), предметы по выбору уч-ся (диф-ый комп-т) и предметы вводящиеся советом школы (шк. Комп-т). Учеб. программа – это утвержд. МО РБ документ, в кот. раскрывается содерж. Образов. по кажд. в кажд. классе и опр-ся сист. научных З, мировоззренч. и нрав.-эстетич. идей, а также практич.УиН, кот. Необх. овладеть уч-ся. Истор. сложилось 2 принципа построения учебной программы: а) концентрический, б) линейный. При а) материал данной ступени обуч. в более усложненном виде изучается на послед. ступенях учебной работы. Сущность б) способа состоит в том, что материалом каждой послед. ступени обуч. Явл. Логич. продолжением того, что изучалось в предыд. классах. В учебниках и пособиях раскрывается конкретное содерж. программного материала по кажд. предмету и теме.

25. Сущность обуч. как пед. процесса,  его важнейшие задачи и ф-ии. Понятия З,УиН, способности, учеб. Компентенции.

Обуч. – целенаправлен. Пед. процесс организации и стимулир. Акт. учебно-познават. Деят-ти уч-ся по овладению З,УиН , азвит.творч. способностей, мировоззрен. и нрав-эстетич. взглядов и убеждений. В кач-ве важн. задач обуч. выступают след.: 1) стимулир. Познав. активности уч-ся; 2) организац.их учебно-познават. Деят-ти по овладению З,УиН; 3) развитие мышления, сообразительности, памяти, творч. способностей и дарований; 4) формиров. научного мировоззрения и нравст.-эстетич. культуры; 5) выработка и совершенствование учебно-познават. УиН ; 6) формир. У самост. углублять и пополнять свои З (самообразование). З – поним., сохран. в памяти и умение свободно и логично воспроизвод. Основн. факты науки и вытекающ.из них теор. положения. . У – владение способами применения усваиваемых З на практике. Н – составной Эл-т У, как автоматизиров. действие, доведенное до выс. степени совершенства. Способность – развивающ.в процессе обуч. Психич. Св-ва личности, кот., с одной стороны, выступ. как рез--т ее акт. учебно-познават. Деят-ти, а с др. – обусловливают высок. степень успешности этой деят-ти. Структурные компоненты обуч-я: целевой, потребностно-мотивацион., содержат., операционно-деятельный, эмоц.-волевой, контрольно-регулированный, оценочно-результативный.

26. Опр-е целевого и содерж. компонентов процесса обуч.

Цель обучения – прогнозирование его конечных результ-ов, того к чему должны стремиться педагог и уч-ся. Целевые установки обуч. делают для уч-ся понятными смысл, способы и направленность учебно-познават. Деят-ти. В процессе обуч. Решаются 3 группы взаимосвязанных целей: цели обучающие (овладение

Похожие материалы

Информация о работе