Краткий конспект лекций по экономической теории, страница 3

В настоящих условиях теоретики этого направления, признают необходимость государственного вмешательства в соц. хозяйственную жизнь.  Но в гораздо меньших объёмах чем это рекомендует кейнсианство и неокейнсианство.

 Несоциальное направление

Это направление в отличии от других максимально возможно, учитывает влияние соц, политических и культурных факторов на собственно экономическое развитие, это сближает данное направление с классической политической экономией, где соц. политические моменты в экономическом развитии, являлись основополагающими. Наиболее видные представители, Джон Гэлбрейт, Уолт Ростоу (теория стадии экономического роста), Ф.Перру, Ж.Фурастье. данное направление объясняет все проблемы и противоречия современного общества, через рассмотрение социальных институтов под которыми понимается профсоюзы, политические партии, все существующие экономические структуры, национальный менталитет. Собственно в экономическом плане, представители данного направления, считают что экономика должна быть «смешанной», в к-ой собираются различные формы экономический отношений а гос-ое регулирование по своей наполненности занимать промежуточное положение между неокейнсиантвом и неолибирализмом.

Рынок, его механизм и условия формирования.

1.  Сущность рынка и рыночных отношений.

2.  Структуры, виды и сегментация рынка.

Вся современная мировая э-ка, за небольшими изъятиями, может быть названа рыночной. Элементы рыночных отношений, возникают в период распада, первобытно общинного общества, когда различные племена того времени, обменивались излишками продуктов, необходимыми для жизни племени, однако обмен носил эпизодический непостоянный характер.

Полновесные, классически определённые формы товарных отношений, рыночных отношений, появляются в эпоху разложения феодализма и становления капитализма (буржуазного общества).

Первым условием становления рыночных отношений является развитое разделение труда, то есть специализации на производстве одного или нескольких видов продукции, а отсюда как результат необходимого систематического и постоянного обмена результатами деятельности (продуктами труда).

Товар- это продукт труда способный удовлетворять какие либо человеческие потребности и произведённый специально для обмена, натурального (современный бартер) или по средствам  денег и денежного обращения. 

Вторым существенным условием развития рыночных отношений  явл превращение рабочей силы в товар.

Для этого необходимы 2 условия:

a)  Юридическая свобода личности

b)  Свобода личность от собственности

Отсюда необходимость для личности продавать свою способность к труду (труд) и получать за это зарплату как единственный источник существования.

Рынок – это особая форма орг-ии социально-хозяйственной жизни общества, где товары и услуги переходят в собственность потребителя по средством обмена на деньги.

Деньги – это особый вид товара, служащий всеобщим эквивалентом, т.е. способностью обмениваться на любой вид товара в определенной пропорции.

Деньги обладают 5 функциями:

1.  мера стоимости

2.  средство обмена

3.  средство платежа

4.  средство образования сокровищ

5.  мировые деньги

Основу любой экономики составляет масса хозяйствующих субъектов. В условиях рыночной экономики движение товаров и денег у предприятия фирмы можно представить в виде следующей схемы:

                                            Средство производства

 Деньги                                                                  Производство – Товар – Деньги

                                   Рабочая сила                              

Это движение факторов

На движение товаров и денег, на размеры дельта Д оказывают влияние целый ряд экономических законов. Одним из важнейших является закон спроса и предложения. Рыночные отношения базируются на экономической свободе, которая означает для А. продавца Б. покупателя:

1.  как производить

2.  сколько производить

3.  для кого производить

4.  по какой цене реализовывать сделанный товар

Рыночные отношения существуют только при условии свободной купли и продажи товаров и услуг. Построение рыночной экономики основывается на том, что из всего перечня упущенных возможностей выбирается наихудший вариант с гарантированным доходом, т.е. функционирование бизнеса заранее закладывается форс-мажорными ситуациями.

2 ой принцип построения рыночной экономики основывается на экономической рациональности, т.е. на сопоставлении выгод и издержек. Речь идет о принципе издержек альтернативного выбора. Издержки альтернативного выбора выступают в виде суммы прямых издержек и неполученных выгод, связанных с отказом от других способов использования ресурсов или деятельности предпринимателей.

Рынок имеет сложную многоплановую структуру и охватывает все сферы экономики. Структура рынка зависит от следующих факторов:

А. господствующими формами собственности( частная, гос-ая, собственность общественных и религиозных орг-ий)

Б. структурой товаропроизводителей( гос-ые, арендные, кооперативные, частные, индивидуальные)

В. особенностями сферой обращения товаров

Г. уровнем приватизации

Д. видами торговли используемых в стране

Весь рынок можно разделить на составляющие по следующим критериям:

1.  по экономическому назначению объектов рыночных отношений, т.е. рынки материальных товаров и рынки услуг; рынки средств производства; рынки рабочей силы.

 Существование рынков, по пространственному признаку можно представить таким образом А. внутри региональные, Б.межрегиональные, В.республиканские, Г. международные.

2.  рынки можно разделить по степени ограничения конкуренции– монопольный рынок, олигопольный, межотраслевой.

3.  по видам субъектов рыночных отношений – рынки оптовой торговли; рынки розничной торговли; рынки государственных закупок с\х закупок

4.  с учетом соблюдения законов – легальные; нелегальные(теневые)

В повседневной хозяйственно правовой практике выделяют:

 1. рынки товара и услуг- сюда в первую очередь входит торговля продуктами потребительского назначения и бытовых услуг.

2. рынок факторов производства – рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.

3. финансовые рынки- рынки капиталов, т.е. во многом инвестиционные рынки.

4. рынки интеллектуального продукта – информационные услуги

5. рынки рачей силы – предложение рабочей силы оказывает миграционные процессы.

6. региональные рынки – местные, внутренние, национальные.

Приведенный перечень сегментация рынка не является исчерпывающим, но в любом случае в основе всей системы рыночных отношений лежат- капитал, наемный труд, вся совокупность фаторов производства.