Методологические основы инновационного менеджмента. Понятие и содержание инновационного менеджмента

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Методологические основы инновационного менеджмента

План лекции

  • Понятие и содержание инновационного менеджмента.
  • Задачи и функции инновационного менеджмента.
  • Социально-психологические аспекты инновационного менеджмента.

2

Понятие и содержание инновационного менеджмента

  • Инновационный менеджмент (ИМ) – это самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение любой организационной структурой достижения инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
  • Аспекты понятия «инновационный менеджмент»:
  • как наука и искусство управления – базируется на теоретических положениях общего менеджмента;
  • как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений – совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему управления инновациями;
  • как аппарат управления инновациями – предполагает структурное оформление инновационной сферы.

3

Понятие и содержание инновационного менеджмента

  • Этапы развития инновационного менеджмента:
  • Факторный подход – рассмотрение науки и техники как важнейших факторов развития экономического потенциала страны;
  • Функциональный подход – инновационный менеджмент рассматривается как совокупность управленческих функций и процессов принятия управленческих решений;
  • Системный подход – рассмотрение инновационного предприятия как сложной организационной системы, состоящей из совокупности элементов, ориентированных на достижение определенных целей развития с учетом эндогенных и экзогенных факторов развития;
  • Ситуационный подход – синтезирует достижения 1-3 для конкретных инновационных ситуаций.

4

Понятие и содержание инновационного менеджмента

  • Цель ИМ – обеспечение долгосрочного функционирования инновационного предприятия на основе эффективной организации инновационных процессов и высокой конкурентоспособности инновационной продукции.
  • Задачи (эндогенный аспект):
  • Выработка стратегической инновационной концепции;
  • Определение тематических направлений деятельности и формирование инновационных проектов и программ;
  • Построение организационной структуры;
  • Планирование производственных процессов и реализации инновационной продукции;
  • Подбор и расстановка кадров;
  • Календарное распределение работ;
  • Мотивация интеллектуального труда.

5

Задачи и функции инновационного менеджмента

  • Задачи (экзогенный аспект):
  • Формирование долгосрочных и краткосрочных целей инновационной деятельности;
  • Маркетинговые исследования;
  • Учет экологической ситуации и планирование природоохранных мероприятий;
  • Бенчмаркинг инноваций;
  • Организация кооперации в инновационных программах;
  • Учет потребительского спроса и объективных тенденций НТП.

6

Задачи и функции инновационного менеджмента

Под функцией инновационного менеджмента понимается относительно обособленное направление управленческой деятельности, позволяющее осуществлять определенные управляющие воздействия на инновационный процесс. Рисунок 1 – Система функций инновационного менеджмента

7

Задачи и функции инновационного менеджмента

  • Рисунок 2 – Предметные функции инновационного менеджмента

Цели и задачи объекта управления

Анализ производственной деятельности

Планирование (про- изводственная программа)

Регулирование хода производ- ства

Организация работы

Контроль выполнения производственной программы

Координация

Мотивация

Оперативный учет

Производственный процесс продукт

Внешнее и внутреннее воздействие

8

Задачи и функции инновационного менеджмента

Рисунок 3 – Взаимосвязь предметных функций ИМ

Формирование целей инноваций

Плановые задания, проекты

Планирование инноваций

Формы организации инноваций

Организация инноваций

Контроль инноваций

Обратная свзь

9

Задачи и функции инновационного менеджмента

Функции ИМ: 1. Предметные – определяют содержание процесса управления инновациями. 1) формирование целей инновационной деятельности. Цель в ИМ – это требуемое или желаемое состояние инновационной системы в планируемом периоде, выраженное совокупностью характеристик. 2) планирование инноваций – обоснованное формирование основных направлений и пропорций инновационной деятельности в соответствии с установленными целями развития, возможностями ресурсного обеспечения и имеющимся спросом на рынках.

10

Задачи и функции инновационного менеджмента

  • Функции ИМ (продолжение):
  • Планирование инноваций включает в себя:
  • детализацию целей ИП и доведение их до отдельных структурных звеньев и исполнителей;
  • установление состава реализуемых проектов; - распределение заданий по участникам инновационных проектов;
  • определение состава необходимых ресурсов, согласование очередности и сроков реализации отдельных работ и создание условий для выполнения заданий, установленных на каждый период времени.

11

Задачи и функции инновационного менеджмента

  • Функции ИМ (продолжение):
  • Задачи планирования инноваций:
  • Структуризация целей инновационной деятельности и доведение их до отдельных исполнителей;
  • формирование программ мероприятий, научных, технических и производственных задач, решение которых обеспечит достижение установленных целей развития;
  • временная и пространственная взаимосвязь отдельных целей, подцелей, мероприятий и исполнителей;
  • оценка материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для реализации принятых инновационных программ;
  • регулирование хода выполнения работ по инновационным проектам.

12

Задачи и функции инновационного менеджмента

Функции ИМ: 1. Предметные (продолжение): 3) организация – обеспечение выполнения плановых заданий с целью

Похожие материалы

Информация о работе