Профессиональная карьера (Понятие о вертикальной и горизонтальной профессиональной карьере. Специфика карьеры педагога профессиональной школы), страница 2

4. Вы испытываете гордость, когда рассказываете о своей работе другим.

5. Вы уважаете своих коллег и восхищаетесь ими.

6. Вы смотрите в будущее с оптимизмом.

Определение своих собственных желаний и наклонностей должно проходить до поступления в университет, а на первом курсе долж­но быть их подкрепление посредством проведения специальной диагностики, особенно на практических занятиях.

Секрет успешной карьеры как раз и состоит в том, чтобы найти такое занятие, которое доставляет как можно больше радости. Очень немногим счастливчикам удается проникнуть в эту тайну в самом начале трудного пути; большинство же попадают в своего рода психологическую ловушку и оказываются на перепутье трех дорог: чем мы можем заниматься; чем, по мнению окружающих, нам следует заниматься; чем нам бы хотелось заниматься на самом деле. Задумайтесь над тем, к какому типу личности вы принадлежите, и сделайте выбор.

Определение своего типа личности — это обязательное содер­жание практического занятия по курсу «Введение в профессио­нально-педагогическую специальность». Диагностика черт и типа личности может быть проведена на основе исследований ученых Российского государственного профессионально-педагогического университета, проведенных под руководством члена-корреспондента Российской академии образования, доктора психологиче­ских наук, профессора Э.Ф.Зеера.

Главное — это готовность студента к качественной работе в процессе учебно-профессиональной деятельности, а затем пере­растание ее в систематическое самосовершенствование в процессе [самостоятельной практической деятельности.  Профессиональная карьера предполагает постоянное повыше­ние собственной конкурентоспособности и расширение собствен­ной горизонтальной карьеры.

Известно из практики, что можно быть долгое время хорошим пре­подавателем или мастером, но стать плохим директором профессио­нального училища. Самое главное, на наш взгляд, продвигаться по служебной лестнице так, чтобы при этом педагог всегда оставался компетентным. Некомпетентность — это свидетельство того, что человек занял не свое место, принимая неправильное решение занять более высокую должность. Всегда нужно соизмерять свои возможности с теми профессиональными задачами, которые нужно будет исполнять. Профессиональная карьера никогда не связана с погоней за быстрыми личными успехами, корыстным стремлением выдви­нуться. Это всегда заслуженное вознаграждение за личностные и профессиональные достижения.

В условиях рыночной экономики и отсутствия положительных профессиональных мотивов педагог может стремиться любой це­ной получить в месяц как можно большую заработную плату, и тогда можно говорить не столько о карьерных замашках человека, Сколько о его стремлении стать богаче в финансовом плане.

Профессиональная карьера — это понятие, которое изучают еще в общепрофессиональной школе в связи с наличием в учеб­ном плане дисциплины «Твоя профессиональная карьера». Это курс, который знакомит учащихся как с технологией, так и пси­хологией карьеры в рамках профессионального самоопределения учащейся молодежи.

2. Специфика карьеры педагога профессиональной школы

Появление в начальной профессиональной школе аттестации педагогических работников в связи с принципиально иным под­ходом к организации профессионального образования, стремле­ние педагогов-практиков стать кандидатами или докторами наук и реальная возможность добиться этого позволили говорить о спе­цифике профессиональной карьеры педагога профессиональной школы (училища, лицея, колледжа, вуза).

Желание педагога продвигаться по служебной лестнице, стрем­ление его работать над собой можно зафиксировать в виде рисун­ка 9. Если условно представить человеческую жизнь (имея в виду только работоспособный возраст) за единицу, то можно условно выделить и количественно охарактеризовать возможные периоды продвижения по служебной лестнице.

21 — 25 лет — I период дополнительного обучения (после оконча­ния вуза);

25 — 28 лет — II период поиска своего профессионализма и ма­стерства;

  28 — 35 лет — III период пробы своих возможностей;

35 — 45 лет — IV период закрепления, завоеваний и достиже­ний, поиск новых, более перспективных должностей;

 45 — 50 лет — V период взлета по служебной лестнице;

50—55 лет — VI период подкрепления взлета по служебной ле­стнице;

55 — 70 лет — VII период имитации подкрепления бывшего взлета по служебной лестнице.

Условное разделение процесса продвижения педагога по слу­жебной лестнице на 7 периодов основывалось на изучении про­фессиональной биографии преподавателей и мастеров произвол-

производственного обучения Оренбургской и Свердловской областей, а даже на анализе проведенных бесед с руководителями профессио­нальных образовательных учреждений этих регионов, преподавателей и мастеров производственного обучения.

В профессиональном училище, лицее можно продвинуться по Служебной лестнице от преподавателя, мастера производственного обучения до заместителя директора или директора. При дости­жении этой вершины педагог профессионального обучения полу­чает возможность быть руководителем государственного или част­ного образовательного учреждения, в котором могут работать от |50 до 1 800 —2 ООО профессионально-педагогических работников и |от 5 до 25 — 30 человек вспомогательного персонала.

Продвижение в учебном центре службы труда и занятости чаще всего связано с наличием в нем вакантных должностей. На .Предприятиях, в отделах подготовки кадров квалификация «пе­дагог профессионального обучения» пока многим непонятна. Отсюда и сложности с продвижением по месту работы челове­ка, который имеет высшее профессионально-педагогическое 'Образование.

Если выпускник высшей профессионально-педагогической школы имеет диплом с отличием, то он может сразу поступить в очную аспирантуру по технологическим или психолого-педагогическим научным специальностям.

На научном поприще может быть следующая картина:

1)      23 — 28 лет — обучение в аспирантуре, соискательство;

2)           28 — 37 лет — работа в высшей школе доцентом, заведующим кафедрой (при наличии ученой степени кандидата наук);

3)      37 — 40 лет — обучение в докторантуре;

4)  40 — 50 лет — работа профессором, заведующим кафедрой, научно-исследовательской структурой. Может быть предложено руководство институтом (при наличии ученой степени доктора наук и ученого звания — члена-корреспондента);

5)  50— 75 лет — работа в научных и учебных структурах, подго­товка серии книг и монографии, подготовка «учеников» — канди­датов и докторов наук, выдвижение в действительные члены ка­кой-либо государственной или общественной академии.

Любые изменения в профессиональном плане связаны с лич­ностными новообразованиями. Сделать карьеру — значит добиться престижного положения в обществе и высокого уровня дохода. При этом имеется в виду престижность с точки зрения широкого об­щественного мнения (В. А. Поляков).

Поскольку в государственных образовательных учреждениях став­ки руководителей и профессионально-педагогических работников связаны с единой тарифной квалификационной сеткой, то можно лишь говорить о различиях в оплате педагогического труда (рис. 10). На рис. 10 изображены разряды с 7-го по 11-й, категории — II, I,

высшая (12-й, 13-й, 14-й разряды), доплаты за ученые степени — кандидата и доктора наук (15— 16-й разряды).

В частных профессиональных образовательных учреждениях обычно прибылью распоряжается руководитель. Он назначает и заработную плату, размер которой зависит от ситуации на рынке образовательных услуг.

Выпускник профессионально-педагогического вуза может на­править свои усилия и на достижения успехов в продвижении по технологической части, приобретенной профессионально-педаго­гической профессии, работая инженером, экономистом, юрис­том, дизайнером на государственном или частном предприятии, фирме.