Личностно ориентированные технологии реализации профессиональных образовательных программ, страница 4

Менеджмент и организация профессионального обучения на предприятии тесно взаимосвязаны. Корпоративная культура персонала — объект личностного развития в процессе профессионального обучения.

В профессиональном обучении на производстве много сложностей. Производственная педагогика — это и наука, и искусство, искусство преподавания теории и практики оттачивается не только в ходе обучения. Важно то, что профессиональное теоретическое обучение с отрывом от производства зачастую происходит в учебной группе: собраны различные по профессиональной специализации работники предприятия. Без индивидуального, особого подхода к каждому нельзя. Иначе обучаемый никогда не раскроет свой личностный потенциал, способности, учебные возможности. Не будучи знатоком человеческой натуры, педагог (наставник, инструктор, преподаватель) не может рассчитывать на успех. В основе профессионального обучения, как теоретического, так производственного, лежит дидактическая теория.

Как учить правильно? Важно, чтобы в учебном центре была разработана кон­цепция профессионального обучения. Она обычно строится на ба­зовых психологических позициях. Так, в отделах обучения разви­тия персонала следует использовать известное положение Л. С. Вы­готского: «Обучение и развитие не отождествляются, но при этом подчеркивается ведущая роль обучения, создающего обучаемому зону ближайшего развития, способствующего выработке средств и способов ориентации в действительности».

С точки зрения психологии в обучении важно выделять: меха­низмы усвоения нового материала; этапы усвоения нового материа­ла; организацию оптимального хода усвоения в соответствии с по­ставленными целями и задачами.

Поставленные цели и задачи в профессиональном обучении, вытекающие из его написания, серьезно влияют на организацию оптимального хода усвоения, требуют подбора и отбора педагоги­ческих технологий, необходимых взаимоотношений между педа­гогами и обучаемыми. Психологические особенности усвоения учеб­ного материала определяются во многом его содержанием (учеб­ным предметом), разработкой форм, средств и методов обучения.

Профессиональное мастерство работника предприятия — ос­новной результат теоретического и производственного обучения. То есть теоретическое обучение осуществляется в рамках практических задач, которые решаются часто непосредственно на рабо­чем месте или в специальных учебных мастерских, где есть техни­ческие устройства — тренажеры, имитаторы и пр.

Формирование у обучаемых профессиональных умений, развитие у них профессиональной компетентности — это то, ради чего орга­низуется профессиональное обучение. Теоретические профессиональ­ные знания без обязательного использования на практике быстро забываются, теряют свою значимость, требуют быстрого пополнения.

Достижение обучаемыми уровня мастера, знатока своего дела в профессиональных умениях — основная цель практического обу­чения. Квалифицированное, искусное умение на необходимом уров­не в соответствии с приобретаемой квалификацией — то, для чего должно быть организовано производственное обучение.

Высокая техника исполнения, виртуозность, сноровка — пока­затели профессионального мастерства. Последнее с точки зрения ученых представляет собой высокую и постоянно совершенствую­щуюся степень овладения определенным видом профессиональ­ной деятельности.

Работодателю очень важно, чтобы работник, который закон­чил курсы повышения квалификации или переподготовки в учеб­ном цехе предприятия, мог быстро переключаться с одних видов и условий труда на другие, приспосабливаться к новым требова­ниям и сам мог перестраивать свою деятельность сообразно меня­ющимся производственным ситуациям, был мобильным.

 Существенными показателями профессионального мастерства обучаемого в учебном центре предприятия |являются:

 - качество выполняемых заданий, которые ему поручают на рабочем месте;  соответствие их установленным показателям и нормативам (выполнение технических требований), параметрам положительных результатов;

- производительность труда — выполнение установленных норм  времени;

-профессиональная самостоятельность — умение самостоятельно выбирать способы работы, обеспечивать важное качество и производительность труда; осуществление самоконтроля и саморегулирования в профессиональной деятельности;

-  культура труда — способность и привычки планировать свой труд; умение работать с применением рациональных приемов и способов труда, современной техники и технологии (а также рациональная организация труда и рабочего места);

- творческое отношение к труду — развитая способность и стремление вносить в процесс труда инновации; способность к изобретательству и рационализаторству;

- способность к экономическому анализу выполняемых трудовых действий и операций.

Важно, чтобы профессиональное обучение в условиях предприятия не сужалось до техницизма. Техницизм — мировоззренческая доктрина, уподобляющая обучение комплексу технических устройств. Технократизм, как и техницизм, — это то, от чего следует избавляться особенно в учебных центрах, где учатся работники предприятия, имеющие техническое образование и стремящиеся этому больше к анализу конкретных цифр объемов производна, чем к гуманитарному знанию.

Важно уделить особое внимание организации профессионального обучения работников в условиях предприятия, без отрыва от производства. Обычно, если работника не посылают на учебу, ему выделяют так называемого наставника.

Наставничество — это не столько движение, сколько средство профессиональной переподготовки и повышения квалификации работ­ников предприятия, компании в основном на рабочем месте, без от­рыва от производства.

Наставник (ментор) — это близкий, доверенный и опытный консультант или руководитель. То есть в компании или цехе, от­деле предприятия обязательно найдутся опытные работники, ко­торые «по зову сердца» хотят передать другим то, чем владеют сами. Установлено, что от действий наставников значит многое. ] Они должны быть очень деятельны, но при этом не мешать ученику учиться.

Наставник, как правило, своевременно поддерживает, подбадривает, дает руку помощи, наставляет, хвалит, а иногда и возмущается, сердится. Естественно, что в атмосфере такого позитивного действия работники обычно растут и совершенствуются.                                                                                                               |

Пока наставник в добром здравии, ученик становится все более квалифицированным и польза от него увеличивается.

Чем сложнее профессия, которой овладевает ученик, тем больше требуется передать теоретических сведений. Их передача    ' ученику — это искусство наставника, которому нужно и можно учить.