Чувство принадлежности. Объединенные усилия неформальной группы. Существующие формальные отношения между работником и организацией

Страницы работы

52 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Организации могут использовать несколько подходов к департамен- тизации на разных уровнях управления. Например, в крупных многопрофильных больницах используется линейная департаментизация при формировании клинических отделений стационара, а также функциональная департаментизация по ресурсам - отдел кадров, бухгалтерия, информационно-аналитический отдел, организационно-методический отдел.

Централизация и децентрализация. В менеджменте большое значение имеет уровень управления, на котором принимается решение. Уровнем управления в организации считается уровень, на котором могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с вышестоящим руководителем.

Организации, в которых руководитель высшего звена управления концентрирует в своих руках все полномочия по принятию решений, называют централизованными. Если же руководитель часть своих управленческих полномочий передает на нижестоящий уровень управления, а руководители этого второго уровня передают часть управленческих функций на еще более низкий уровень и так далее, такая организация называется децентрализованной. В коммерческих организациях уровень централизации меняется в зависимости от производственной необходимости. В этой связи нельзя сказать, что централизация или децентрализация плохи или хороши, для каждой организации баланс этих двух принципов принятия управленческого решения должен определяться конкретной потребностью, т.е. целью и ресурсами, имеющимися у организации.

Чтобы оценить степень централизации или децентрализации в организации, нужно учесть ряд параметров:

•  количество управленческих решений, принимаемых на каждом из уровней управления;

•  степень значимости для организации принимаемых решений на каждом уровне управления;

•  характер системы отчетности и контроля по вертикали.

Традиционно в учреждениях здравоохранения доминирует централизованный подход в управлении. Особенно это заметно на примере высшего сестринского образования, когда врачи-руководители недооценивают управленческую подготовку менеджеров сестринского дела и с большой опаской делегируют часть своих управленческих полномочий выпускникам ФВСО, тем самым ограничивая возможности для реализации их управленческого потенциала. Другим фактором, препятствующим децентрализации в структуре сестринской службы, является сложившаяся у многих старших и главных сестер низкая управленческая мотивация, пассивное отношение к изучению менеджмента и нежелание брать на себя лишнюю ответственность, что негативно сказывается на внедрении инноваций в сестринском деле. В настоящее время, в связи с появлением института менеджеров сестринского дела, децентрализация в организации сестринской службы весьма актуальна. Ее следует рассматривать как положительный фактор, обладающий рядом преимуществ. Децентрализация позволяет освободить главных врачей от необходимости детально контролировать деятельность сестринской службы, увеличивает оперативность и гибкость принятия решений, делает организацию своевременно реагирующей на изменения среды, развивает творческие способности медсестер-руководителей.

Механистический и органический типы организации. В зависимости от характера связей между элементами организации подразделяются на механистические и органические.

Концепция механистической иерархической структуры была сформулирована в начале XX века немецким социологом Максом Вебером, который охарактеризовал нормативную модель рациональной бюрократии. Она основывалась на следующих принципиальных положениях:

•  Организация построена в соответствии со строгой иерархией подчиненности нижестоящего вышестоящему.

•  Четко регламентированные обязанности, разделение и специализация труда.

•  Детальная формализация правил, ответственности и властных полномочий на всех уровнях управления.

•  Найм на работу осуществлялся в духе формальных квалификационных требований к должности, игнорировании личностных ожиданий работников.

•  Соблюдение стандартных формальных обезличенных требований на всех уровнях считалось основой рационального управления.

•  Продвижение по службе возможно только при назначении на должность вышестоящим начальством.

•  Сотрудники, включая руководителей, не могут владеть собственностью организации.

Механистические организации исторически возникли раньше, однако это не означает, что сегодня они себя изжили. В отраслях, где требования к жесткой регламентации деятельности, строгой исполнительской дисциплине, соблюдению вертикали власти и ответственности являются преобладающими, применение иерархического подхода при формировании организации по-прежнему актуально. Большинство государственных организаций, в том числе учреждения здравоохранения, санитарно-эпиде- миологического надзора, по-прежнему работающие вне сферы конкуренции, сохраняют механистический характер построения.

В условиях рыночных конкурентных отношений, динамически изменяющихся условий внешней и внутренней среды преимущества имеют органические организации с гибкой системой связей, способные быстро изменять свою структуру в соответствии с потребностями. Особенностями органических организаций являются:

•  Децентрализация.

•  Небольшое число уровней управления.

•  Активное участие персонала в разработке управленческих решений

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Социалогия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
1 Mb
Скачали:
0