Экономика энергоиспользования. Энергетические потери. Ориентировочные показатели использования энергоресурсов на промышленном предприятии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

источники энергии – региональные и местные, принадлежащие отдельным предприятиям, включая водозаборы и водоподготовительные сооружения;

- организации, ведающие энергетическими коммуникациями, включая водопровод;

- все промышленные и коммунальные предприятия, независимо от форм собственности; 

- все организации и учреждения, образующие инфраструктуру городов и поселков (торговые, транспортные, сервисные, образовательные, культурно-просветительские, спортивные, здравоохранения и т.д., и т.п.), независимо от форм собственности;

-  все административные учреждения любого уровня;

- все коммунально-бытовые потребители энергии, включая жилищно-эксплуатационные управления.

Тарифы на энергоносители для всех (или для большинства) потребителей целесообразно пересмотреть, введя некоторое, строго рассчитанное дополнительное повышение платы (надбавки), как своеобразный налог на потребителей энергии в целях энергосбережения. Денежные суммы, возникающие как разница между обычным тарифом энергоснабжающих организаций и тарифом повышенным (надбавленным), должны составить основную часть Фонда энергосбережения. Для бытовых потребителей также целесообразно установление дифференцированных тарифов с “экономическим лимитированием” энергопотребления.

Одним из главных подзаконных актов должно стать Положение о льготных тарифах для предприятий и организаций при проведении ими существенных энергосберегающих мероприятий и при соответственном улучшении показателей энергоиспользования. Необходимо предусмотреть и другие меры стимулирования энергосбережения субъектами энергетического рынка: первоочередное выделение льготных кредитов, субсидий, фондов на энергосберегающее оборудования, продаваемое по льготным ценам, таможенные льготы при закупке подобного оборудования за рубежом и т.п. Следует также создать условия для стимулирования отечественных производителей энергосберегающих техники и технологий.

Необходимой организационной мерой является система учета и контроля расходования энергетических ресурсов.

Такая система сегодня невозможна без широкого использования средств информационно-вычислительной техники. Как известно, состояние энергетического учета, особенно в системах тепло- и водоснабжения, сегодня не дает возможности осуществлять действенный контроль за уровнем энергопотребления и энергоиспользования у многих (если не у большинства) потребителей. Насыщение всей огромной системы энергоснабжения приборами учета в короткие сроки практически невозможно и потребовало бы значительных капитальных затрат. В то же время здесь могли бы использоваться расчетные и приборно-расчетные методы учета, которые (по Правилам пользования тепловой и электрической энергией) не могут применяться для коммерческих расчетов (коммерческого учета), но вполне применимы для контроля уровня энергопотребления, включая и потребление воды.

Одним из средств контроля мог бы стать так называемый “математический расходомер”. Так именуется компьютерная программа, мгновенно вычисляющая расход энергоносителей в разветвленной трубопроводной системе по минимуму исходных данных: по показаниям расходомера в головной части системы, манометрических показаний в узловых и тупиковых (у потребителей) точках сети (переменная информация) и по материальной характеристике самой трубопроводной системы (постоянная информация).

Некоторые отечественные научно-производственные фирмы предлагают автоматизацию учета у любых, в том числе и у бытовых потребителей путем создания единого расчетного центра. От датчиков, установленных в каждой квартире, в расчетный центр автоматически поступает информация о потреблении газа, электроэнергии, горячей воды  - санитарно-технической и на отопление - и холодной воды. По этим данным ведется оплата – самими потребителями или, по их поручению, расчетным центром.

Контроль за энергопотреблением, обеспечиваемый такой обновленной системой, производимый с любой избранной периодичностью (ежемесячный, еженедельный, ежесуточный и даже почасовой - в часы максимумов энергопотребления), позволит видеть все отклонения (или большинство из них) от нормального уровня энергоиспользования, о чем будет свидетельствовать выдерживание или нарушение установленных норм.

По данным периодического контроля и по Положению о штрафных санкциях могут предъявляться обоснованные штрафы потребителям, нерационально расходующим энергоресурсы. Здесь возможны как разовые начеты, так и временное повышение тарифов на потребляемые энергоресурсы. Средства, полученные от применения штрафных санкций, должны использоваться по следующим направлениям:

1) Аккумулироваться в Едином фонде энергосбережения для финансирования крупных капиталоемких мероприятий (например, для закупки или развития производства энергосберегающих техники и технологий).

2) Использоваться для текущих нужд и развития системы энергосбережения, для премирования энергетиков и других ответственных лиц, проводящих энергосберегающую политику, в частности - осуществляющих необходимый учет и контроль уровней энергопотребления и энергоиспользования.

3) Направляться на компенсацию льготных тарифов, устанавливаемых предприятиям и организациям при проведении ими энергосберегающих мероприятий, в том числе и на премирование работников этих организаций,  осуществляющих энергосбережение.

Потребуются и другие организационные меры, состав которых определиться по мере накопления опыта.

Подзаконные акты, требующиеся в качестве экономического обеспечения (как основные "детали" механизма энергосбережения), должны образовывать несколько групп документов (юридически хорошо проработанных и защищенных). Основные из них должны обеспечивать функционирование следующих экономических систем (некоторые из них создаются, прежде всего, как организационная база энергосбережения):

1) Система экономического стимулирования производителей и потребителей, независимо от формы собственности, за экономное и бережное расходование всех видов энергии и энергоносителей.

2) Система экономических санкций (штрафов) за нерациональное или небрежное расходование всех видов энергии и   энергоносителей.

3) Информационная система учета и контроля за расходом всех видов энергетических ресурсов (включая холодную воду) всеми потребителями, независимо от формы собственности.

4) Постоянно действующая система экспертизы рациональности энергоиспользования у потребителей, осуществляемая компетентными научно-исследовательскими и проектно-наладочными энергетическими организации по специальному разрешению (лицензии);

5) Система норм и нормативов энергопотребления и энергоиспользования

Похожие материалы

Информация о работе