АСУ, принципы реализации и составные части. Организация АСУ ЭЭС и комплекс технических средств АСУ, страница 2

    Методологическое единство предполагает одинаковость главных концепций и последующую возможность унификации  объединения АСУ разных уровней в единую систему. Принцип первого руководителя предусматривает обязательное участие директора или главного инженера ЭС в разработке АСУ, поскольку внедрение связано с коренным изменениями в понимании задач управления. Принцип автоматизации документооборота предусматривает Одноразовый ввод первичных нормативов и сведений, совмещение подготовки и ввода в АСУ исходных данных с подготовкой первичного документа.

   Анализ и синтез при создании АСУ ЭС. АСУ ЭС может создаваться на  уже построенной и работающей ЭС или проектироваться и создаваться одновременно с проектированием и созданием ЭС. В первом случае основные параметры ЭС, ее оборудование и режим работы уже определены и АСУ является надстройкой над уже сложившейся системой управления. Во втором случае при одновременном создании комплекса АСУ - объект автоматизированная система может, в известной мере, влиять на параметры ЭС, ее оборудование, устройства местного управления, на структуру управления и надежность работы ЭС. Первый случай будем называть случаем анализа, второй -синтеза. Синтез значительно эффективнее, хотя и представляет более жесткие требования к быстродействию и надежности АСУ. В книге основное внимание уделено принципам функционирования АСУ, создаваемых по схеме анализа, из-за слабой разработанности способов совместного проектирования АСУ - объект.

Укрупненное представление АСУ. АСУ разных классов можно представить состоящими из шести обеспечений: технического, иначе называемого комплексом технических средств АСУ (КТС АСУ); программного или математического, включающего в себе алгоритмы и программы; информационного (системы и правила сбора, хранения и переработки информации); организационно-методического; кадрового; правового. Первые три вида обеспечения рассмотрим далее подробно. Здесь отметим, что правовое обеспечение представляет собой систему законодательных актов и инструкции, регламентирующих работу обслуживающего персонала АСУ. Оно закрепляет определенный порядок и моменты оформления визирования машинных документов, ответственность за сохранность информации и за невыполнение рекомендаций ЭВМ, порядок проведения бухгалтерской ревизии в условиях АСУ, обеспечение секретности доступа к некоторым данным и др.

  Методическое обеспечение представляет систему руководящих и инструктивных материалов, обеспечивающих совместимость АСУ разных типов и уровней и их последующую увязку в единую систему. Важными документами, обеспечивающими методическое единство создаваемых АСУ, являются ГОСТ и "Общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию АСУ" (ОРММ). Они обязательны для всех отраслей народного хозяйства, внедряющих АСУ. На их основании разрабатываются и утверждаются отраслевые руководящие методические материалы (РММ). Кадровое обеспечение АСУ - это кадры специалистов, необходимых для обеспечения ее нормального функционирования.

2. Структура АСУ

    Функциональные АСУ. До появления АСУ управление проводилось по функциональному принципу. На предприятии (в отрасли) были управленческие подразделения Ф., выполняющие вполне определенные функции. Первые АСУ, созданные в восьмой пятилетке, повторяли сложившуюся структуру управления и были надстройкой над этой системой. Такую АСУ  получившую название функциональной АСУ, можно представить состоящей из ряда функциональных подсистем П., помогающих персоналу соответствующих управленческих подразделений выполнять свои основные функции. Каждая подсистема состоит из набора задач 3, решаемых данным управленческим подразделением. Информацию для этих задач готовило (чаще вручную) соответствующее управленческое подразделение. Ему помогали работники АСУ, обслуживающие данную подсистему. Такие АСУ механизировали рутинные процедуры сбора информации, решали некоторые новые задачи, которые раньше не решались из-за отсутствия информации или сложности расчета. Традиционные функциональные службы дублировали работу АСУ и резервировали управление на случай отказа вычислительной техники. Это было важно на первых стадиях внедрения АСУ, когда технические средства были недостаточно надежными.