Футеровка кузова самосвала. Стандартная платформа карьерного самосвала грузоподъёмностью 30 тонн

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Футеровка кузова самосвала

Стандартная платформа карьерного самосвала грузоподъёмностью 30 тонн – металлическая, сварная, ковшового типа с защитным козырьком над кабиной. Она предназначена для перевозки различной породы с объёмным весом в разрыхленном состоянии более 1.5 т/м3. Это могут быть как сыпучие песчано-гравийные, так и скальные породы, обладающие большими абразивными свойствами.

В зависимости от условий работы, загрузка самосвала производится как фронтальными погрузчиками, так и карьерными экскаваторами. При этом ёмкость ковша для загрузки карьерного самосвала может доходить до 8 м3, а высота падения груза до 2.5 м. Масса куска породы до 2500 кг. Вышеперечисленные факторы говорят о том, что кроме большого абразивного износа платформа испытывает  высокие ударные нагрузки.

Поэтому, в связи с динамическим характером загрузки, кузова самосвалов проектируются с повышенным запасом прочности, исключающим разрушение несущих частей (каркаса) в течение всего периода эксплуатации. Днище и борта платформы усилены контрфорсами коробчатого сечения (швеллеры). Верхние кромки боковых бортов снабжены массивными усилителями из стального проката круглого сечения (пруток), который защищает борта от разрушений при погрузке.

Кроме того, следует отметить, что самосвалы рассчитаны на эксплуатацию в условиях карьера при температуре окружающего воздуха от -500 до +500.

Таким образом, платформа самосвала должна отвечать следующим требованиям:

- высокая прочность несущей части, способность выдерживать большие динамические (ударные) нагрузки;

- материалы (стали), применяемые при изготовлении платформ должны иметь такие механические свойства, которые обеспечивают работоспособность узла при погрузке и

В настоящее время при изготовлении основных узлов платформы (панели бортов и днища) применяются высокопрочные легированные износостойкие и хладостойкие стали с пределом прочности σв> 790 МПа, ударной вязкостью KCV-70>30 Дж/см2, твёрдостью НВ>300. Применение таких сталей позволяет обеспечить высокую прочность и износостойкость конструкции платформы.

При перевозке высокоабразивной породы (песчано-гравийные смеси, твёрдые минералы, скальные породы) основным показателем наработки платформы до кап. ремонта является абразивный износ панелей днища. при перевозке таких грузов необходимость замены изношенной панели днища возникает через 100-120 тыс. км (1.5- 2 года эксплуатации). Замена основных панелей днища представляет собой достаточно трудоёмкий и длительный процесс.   В условиях автохозяйств, не имеющих для ремонта стального листа со свойствами металла, который применяется на заводе-изготовителе, такой ремонт резко снижает до следующего ремонта.

Наряду с использованием  дорогих высокопрочных сталей для продления срока службы до ремонта платформы используется  футеровка.

Существуют следующие виды футеровки:

1.  Футеровка резиновыми плитами днища, или днища и бортов.

В настоящее время производство плит футеровки из специальной резины освоила фирма «TIP-TOP». Данный вид футеровки обеспечивает высокую степень защиты платформы от абразивного износа. Однако так как установка пластин очень трудоёмкий процесс из-за необходимости сверления большого количества отверстий в платформе под болтовые соединения, высокой стоимости материалов, а также уменьшение ёмкости платформы вследствие большой толщины пластин (>40 мм) и увеличение массы платформы, что ведёт к снижению грузоподъёмности, а следовательно, и производительности машины. Этот способ целесообразен, если эксплуатирующее предприятие достигает экономического эффекта.

2. Футеровка металлическим листом только днища или днища и бортов;

Данный вид футеровки наиболее распространён на самосвалах, работающих на перевозке высокоабразивных пород.

Достоинством данного вида футеровки является наиболее полное обеспечение прочности платформы и возможность при износе листов быстро заменить их на новые. при этом несущие элементы платформы остаются неповреждёнными.

Недостаток такой футеровки состоит в том, что, как показывает практика, эффективная толщина листа должна быть не менее 12 мм, что увеличивает массу платформы на 2-3 тонны. При такой грузоподъёмности самосвала это приводит к увеличению количества перегрузов, что ведёт к увеличению расхода топлива и других эксплуатационных материалов, а также учащаются поломки и простои машины.

3.  Футеровка полосами из плоского листа или другого профиля в продольном или поперечном направлениях.

Футеровка полосами в продольном направлении увеличивает общую жёсткость и прочность днища при ударных нагрузках, однако не защищает от износа панель пола между полосами. Такой тип футеровки применяется на карьере «Гранит» Микашевичи.

Футеровка полосами в поперечном направлении более эффективна, чем в продольном, однако имеет один существенный недостаток - при работе с твёрдыми минералами, скальной породой из-за наличия в породе крупных глыб (негабаритов) и камней наблюдается явление запрокидывания, повышенная тряска и вибрация.

4.  Футеровка «ёлочкой».

Для избежания явления запрокидывания и повышенной тряски для перевозки песчано-гравийной смеси предлагается новый тип футеровки -«елочкой». При этом футеруется днище не по всей длине и ширине, а в наиболее изнашиваемых местах. Таким местом на самосвалах является задняя часть кузова до перегиба (см. рисунок ).

Предложенная схема футеровки показана  на рисунке   .

Достоинства:

1.  Защита от износа только тех мест, которые подвергаются наибольшему износу.

2.  Небольшая масса футеровки, что не приводит к перегрузкам, увеличению массы самосвала, уменьшению грузоподъёмности машины.

3.  Расположение пластин под углом сводит к минимуму явление запрокидывания и тряски самосвала при разгрузке.

4.  Повышение срока службы платформы (увеличение межремонтного периода), т.к износу будут подвергаться пластины футеровки, которые легко срезать и заменить на новые.

Похожие материалы

Информация о работе