Анализ факторов, влияющих на кинематику и долговечность радиально-упорных шарикоподшипников и существующие средства контроля, диагностики и исследования их работоспособности

Страницы работы

Содержание работы

1.  КОНСТРУКТОРСКАЯ ЧАСТЬ.

     1.1 Анализ факторов, влияющих на кинематику и долговечность радиально-упорных шарикоподшипников и существующие средства контроля, диагностики и исследования их работоспособности

    1.1,1. Кинематика

Работоспособность радиально-упорных шарикоподшипников, эксплуатирующихся при высоких частотах вращения и воспринимающих сравнительно легкие нагрузки (подшипники шпиндельных узлов внутришлифовальных станков) редко ограничивается усталостным повреждением колец и шариков. В большинстве случаев утрата работоспособности происходит из-за абразивного износа деталей подшипника, температурных деформаций элементов подшипникового узла, поломок сепаратора и потери смазочной способности масла. Все эти процессы связаны с характером движения и взаимодействием элементов подшипника. Поэтому изучение причин утраты работоспособности радиально-упорных подшипников невозможно без рассмотрения кинематики движения его элементов, которая зависит от большого числа факторов.

В работе 5  исследовались только основные кинематические соотношения в шарикоподшипнике, необходимые для определения количества повторных циклов нагрузок, вызывающих появление усталости. При этом частоты вращения подшипников были сравнительно невысокие, и долговечность подшипников обуславливалась в основном явлениями усталостного характера, В настоящее время исследования в области повышения долговечности радиально-упорных шарикоподшипников проводятся по трём основным направлениям. Первое направление  предусматривает исследование физико-механических свойств материалов. Второе и третье связано с установлением  общих динамических и кинематических соотношений между вращающимися элементами подшипника при различных условиях работы подшипникового узла.

Из них следует, что только качения шариков без верчения не может происходить одновременно на площадках контакта с наружным и внутренним кольцами подшипника. Если качение без верчения происходит на внутреннем кольце, то ось собственного вращения шарика не будет перпендикулярна линии АВ (рис.2.1). Она проходит через центр шарика и точку С. В этом случае на внутреннем кольце возникает только дифференциальное скольжение, а на наружном к нему добавляется верчение шарика. При  верчении шарика вокруг линии давления АВ, перпендикулярной поверхностям контакта, преодолеваются моменты сопротивления верчению МА и МВ на этих поверхностях. Так как площадки контакта на желобах внутреннего и наружного колец не равны между собой, то различны и эти моменты. Отсюда следует предложение, что верчение шарика происходит на том кольце, на контактной площадке которого момента сопротивления верчению меньше. С учетом этого в работе /1/ приводятся основные кинематические зависимости для радиально-упорных шарикоподшипников.

Угловая скорость вращения шарика относительно любого кольца подшипника (рис.2.2а) равна

 (2.1)          где



   -    угловая скорость вращения шарика относительно кольца;

*            - угловая скорость вращения шарика относительно собственной оси C0;

     -  угловая скорость вращения центра шарика (или   сепаратора) относительно кольца.

На рис.2.26 и в представлены планы скоростей вращения шарика относительно внутреннего и наружного колец, построенные в соответствии с формулой (2.1). На рис.2.2г представлена результирующая диаграмма. Из нее следует, что угловая скорость вращения внутреннего кольца    слагается из угловых скоростей шарика относительно внутреннего (  ) и наружного    (   ) колец.    раскладывается на угловую скорость качения

. ) и верчения (   ), причем   =, где  - диаметр шарика; V - линейная скорость точки А касания шарика с дорожкой качения внутреннего кольца, определяемая по формуле

, где   - диаметр окружности, проходящей по центрам тел качения;

   - угол контакта. Угловая скорость качения шарика относительно внутреннего кольца

=,        

где     - радиус дорожки качения шарика по желобу внутреннего кольца.

Угловая скорость вращения сепаратора относительно внутреннего кольца равна

Рис.2.1. Положение оси собственного вращения шарика при чистом качении по внутреннему кольцу /…/.

Рис.2.2. Основные геометрические параметры радиально-упорного шарикоподшипника (а) и планы угловых скоростей вращения шарика, сепаратора и колец (б, в, г) для вывода кинематических зависимостей /7/.

Угловая скорость вращения шарика относительно собственной оси СО определяется из выражения


Угловая скорость верчения шарика относительно наружного кольца



Угловая скорость вращения сепаратора относительно оси подшипника определяется по формуле


         (2.2)


Угловая скорость вращения сепаратора относительно наружного кольца   равна по абсолютной величине .

Так как долговечность радиально-упорных подшипников зависит от потерь на трение в контактах шариков с желобами колец, а верчение шариков увеличивает эти потери, то необходимо знать соотношение угловых скоростей верчения и качения.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Дипломы, ГОСы
Размер файла:
246 Kb
Скачали:
0