Анализ существующих автоматизированных обучающих систем. Автоматизированные обучающие системы как технические средства обучения, страница 4

В работе [16] описаны два варианта компьютерных методических пособий. Первое предназначено для организации лабораторных работ. При работе с ним обучаемому предоставляется возможность изучения текстов с учебным материалом и получения заданий по темам. Номер задания выбирается случайно и закрепляется за обучаемым. Списки групп с закрепленными вариантами заданий хранятся и предоставляются преподавателю. Второй вариант пособия предназначен для самостоятельного изучения разделов дисциплин программирования. Учебные тексты содержат три вида информации: описание средств программирования, исходные тексты программ примеров, описание примеров программ. Программы примеры могут быть выполнены из окна пособия, а тексты примеров – отредактированы обучаемым и выполнены в новом варианте.

В работе [17] описывается программа BOXER, разработанная в США и предназначенная для систем автоматизированного обучения основам информатики. Программа придает процессу обучения высокие эргономические и дидактические свойства, облегчающие усвоение учебного материала. Преимуществом программы является простота восприятия материала связанная с пространственным структурирование его компонентов – данных, процедур, текстов, графиков и др., которые представляются учащемуся в виде трехмерных изображений соответствующих «блоков-боксов».

Создание системы типа единой информационной сети [18] (Intranet) является перспективной, но для настоящего времени достаточно дорогостоящей системой автоматизированного обучения, поскольку требует наряду с современными ЭВМ технических и программных средств, поддерживающих работу развитой вычислительной сети. Реализация образовательной сети Intranet возможна лишь в крупных городах и пока совершенно не реальна в сельских и районных учебных заведениях.

Развитие современных методов обучения предполагает использование объектно-ориентированного подхода в процессе создания специализированных учебных программных средств. Подобное, однако, невозможно без использования современных ЭВМ, а также операционных платформ, как обычных, так и сетевых: Windows 3.x, Windows 95, Windows NT, Net-Ware 3.x и др. [19]

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие основные пути повышения эффективности применения АОС в учебном процессе:

- исключение монотонности представляемого в АОС учебного материала, применение разнообразных форм его представления, таких как рисунки, звуковые файлы и т.д.;

- организация активного обучения с представлением учащемуся возможности не только изучать данный материал, но и применять его для практического решения задач;

- обеспечение разнообразных форм контроля знаний с организацией обратной связи по результатам ответов;

- организация на основе АОС систем дистанционного обучения.

1.2. Постановка задачи

Из анализа литературы можно заключить, что на рынке автоматизированных обучающих систем практически отсутствуют универсальные обучающие системы, ориентированные на обучение программистским дисциплинам. Основную часть рынка составляют универсальные системы, имеющие возможность настройки на новую предметную область.

Для привлечения пользователей необходима разработка простых и доступных рядовому преподавателю инструментальных средств для создания обучающих систем.

Также можно заключить, что наиболее эффективным для автоматизированного обучения является разработка АЛП ориентированных на компьютерные классы на базе локальных вычислительных сетей.

В соответствии с поставленной в дипломном проекте целью необходимо решить следующие задачи:

- разработать учебные элементы по теме «Объектно-ориентированное программирование»;

- разработать структуру базы данных для хранения информации;

- в рамках серверной части АЛП разработать: подсистему обработки запросов с АРМ обучаемого и АРМ преподавателя; подсистему администрирования; подсистему мониторинга; подсистему статистики.