Формирование поликультурной компетентности студентов. Процесс формирования поликультурной компетентности студентов

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Педагогический журнал "Учитель"ЖУРНАЛ "УЧИТЕЛЬ" № 3, МАЙ - ИЮНЬ 2007

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Изучение любого иностранного языка является мощным средством постижения культуры соответствующей страны. Именно поликультурная компетентность определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом.

Значимость этого интегративного качества личности повышается и в связи с переходом от традиционной к личностно ориентированной парадигме образования, когда обществу нужны активные, компетентные специалисты, способные самостоятельно принимать решения и готовые взять на себя ответственность за их осуществление, умеющие ставить цели и конструировать пути их достижения.

Вместе с тем, современный образовательный процесс вуза, где закладываются основы поликультурной компетентности студентов, все еще остается традиционным и не обладает достаточным потенциалом для решения данной проблемы. Существующие педагогические технологии не способствуют формированию поликультурной компетентности студентов.

Практика свидетельствует о том, что несформированность поликультурной компетентности тормозит личностный рост студентов и влияет на эффективность всего образовательного процесса. Поэтому формирование этого интегративного качества личности приобретает особую значимость. И если формирование поликультурной компетентности специально не осуществляется, то стихийное становление этого важного личностного качества в педагогической практике происходит неэффективно и медленно; этот процесс следует направлять и совершенствовать. С этой целью нами была разработана комплексная программа формирования поликультурной компетентности студента, ядром которой являются языковые образовательные проекты. Каждый языковой образовательный проект связан с определенной темой и имеет практическую направленность. Программа формирования поликультурной компетентности студента, представляет собой систему, включающую цель, принципы, этапы, содержание, механизм реализации, педагогические условия и результат.

Программа основана на принципах и положениях концепции ЮНЕСКО «Культура мира», третья международная конференция по проблемам которой состоялась в июне 2001 года на базе Центра учебных и информационных технологий Российской Федерации.

Процесс формирования поликультурной компетентности студентов как закономерный процесс становления профессионала включал следующие этапы.

1-й этап - подготовительный. На данном этапе устанавливается контакт со студентами, снимается напряжение, создается атмосфера функционального соучастия. Преподаватель подготавливает студентов к разработке языковых образовательных проектов, формулирует задачи, осуществление которых необходимо для достижения цели формирования поликультурной компетентности и дает установки на конкретную проблему.

2-й этап - содержательный. Целью данного этапа является формирование у студентов знаний и умений в области интеркультурной коммуникации и дальнейшее их практическое совершенствование и развитие в ходе реализации языковых образовательных проектов.

3-й этап - результативно-оценочный. На данном этапе проводится диагностика результатов работы, анализ полученных результатов и сравнение результатов констатирующего эксперимента с полученными.

Назначение первого этапа заключалось в организации коммуникативной деятельности студентов и преподавателя. Целью данного этапа являлось включение студентов в коммуникативную деятельность посредством разработки языковых образовательных проектов. Студент выступал в роли деятельностного исполнителя, воспринимающего информацию (речь преподавателя, аутентичные видео- и аудиоматериалы) и выражающего свое отношение к содержанию. Данный этап содействовал привлечению студентов к размышлению над коммуникативными умениями, точностью выражения своих мыслей и системой их изложения, обращению внимания на содержательность речи, правильность произношения.

В ходе этой работы нами были проанализированы речевые характеристики студентов, внесены коррективы в их коммуникативную деятельность и предъявлены к ней определенные требования. У студентов появились элементы самоанализа и самонаблюдения в речевой деятельности, коммуникативном поведении в сфере межличностных отношений. Важным моментом являлось не только определение уровня сформированности поликультурной компетентности студентов и учет их индивидуальных особенностей (способностей, памяти, восприятие речи на слух); но и создание атмосферы функционального соучастия. Студенты имели возможность не только получать новую информацию, но и определить трудности, возникшие в результате решения различных ситуаций общения, необходимость их преодоления и важность формирования поликультурной компетентности как будущих выпускников университета в сфере своей профессиональной деятельности.

При выборе тем и вариантов языковых проектов мы использовали учебную и методическую литературу, изданную во Франции различного рода коммуникативными центрами и проектами (Международный проект «Европа в школе», «Образ жизни молодого европейца», «Европейские клубы»). Каждый образовательный проект разрабатывался нами в соответствии с тем, чтобы язык изучался в тесной связи с культурой носителей данного языка.

Он сопровождался изучением языковых конвенций (к примеру, на начальном этапе это были приветствия и обращения во французском языке, формы вежливого обращения, приглашения, решения конфликтных ситуаций, этика и практика делового разговора, оформление письма). В языковой и речевой материал входили сферы общения, темы, проблемы, характерные для типичных ситуаций общения, где важную роль играл социокультурный контекст при взаимосвязи с фонетическим (понятие о нормативном культурном произношении, ритмика, интонация) и грамматическим блоками.

В процессе формирования поликультурной компетентности студенты должны

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Статьи
Размер файла:
50 Kb
Скачали:
0