Профессиональная компетентность практического психолога. Различные формы организации семинарских занятий

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Кемеровский государственный университет

E-mail:

Одной из проблем профессиональной подготовки будущих специалистов – психологов выступает профессиональное воспитание студентов. Если профессиональное образование рассматривается как процесс приобретения профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности и развития профессионально значимых качеств личности, то воспитание направлено на духовное развитие студентов, на формирование у них ценных установок, моральных норм. Если обучение определяется такими ключевыми словами, как «сознание – мышление – знание – деятельность», то воспитание отражает качественно иное содержание: «ценности – отношение – поведение».

Рассмотрим это на примере курса «Введение в профессию» для студентов социально-психологического факультета по специальности «Психология». Данный курс изучается на первом курсе в первом семестре. Это очень важно, т.к. студенты первокурсники в первом семестре особенно ёще не умеют жить и учиться по студенчески, а пользуются накопленным опытом в школе. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы помочь будущему специалисту сориентироваться в основных психологических проблемах, найти в психологии личностный смысл с последующим профессиональным самоопределением.

Особое место в данном курсе занимают семинарские занятия. Здесь студенты более активны, т.к. они выступают в роли участников, организаторов данного вида обучения. Семинарские занятия проходят в форме тренингов, дискуссий, деловых игр, круглых столов. Так, тренинговое занятие «Давайте познакомимся» - создаёт условия для положительного межличностного общения на начальном этапе обучения; при этом студенты знакомятся с одной из групповых форм психологической работы. На семинарские занятия студенты готовят выступления на интересующие их темы, связанные с будущей профессиональной деятельностью. Также в течение семестра каждый из них должен проанализировать статью из книги или периодической печати о видах профессиональной деятельности психолога. Конечно, во втором случае им приходиться углубляться в смысл порой не очень ясных научных терминов  и искать их точное определение, но это способствует развитию трудолюбия и умения доводить начатое дело до конца.

В течение семестра студенты должны выполнить и некоторые виды индивидуальной работы (первые два обязательно, третье и четвертое по выбору), такие как:

-  написать сочинение на тему «Профессия психолог – это…», «Современный психолог – какой он…?»

-  составить список профессиональных периодических изданий (не менее 15 названий),

-  составить кроссворд на темы «История развития науки психологии. Ученые психологи» или «Профессиональные и личностные качества психолога»,

-  разработать тест «Профессия психолог».

Различные формы организации семинарских занятий на основе сотрудничества педагога и студентов позволяют говорить о повышении их воспитательной роли.

Важнейшим условием успешной профессиональной деятельности психолога является компетентность. В словаре иностранных языков понятие «компетентность» раскрывается как обладающей компетенцией – кругом полномочий какого-либо учреждения, лица или круга лиц, вопросов, подлежащих чьему- либо ведению. Competent (франц.) – компетентный, правомочный. Competens (латин.) - соответствующий, способный. Competere – требовать, соответствовать, быть годным. Competence (англ.) – способность (компетенция).

По мнению В. Н. Карандашева, профессиональная компетентность психолога включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности. Профессиональная компетентность характеризуется также диапазоном профессиональных возможностей, совершенным владением инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Она проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.

Профессиональные знания охватывают не только знания по психологии, но и определенную совокупность знаний различных областей наук.

Профессиональные умения предопределяют успешность практического психолога, его способность применять психологические знания на практике.

Профессиональные навыки это профессиональные действия, которые позволяют психологу легко и уверенно выполнять работу.

На наш взгляд, одним из условий профессиональной успешности будущего психолога практика выступает практическая подготовка студентов социально-психологического факультета. Она способствует мобильности студентов, повышению их профессиональной компетентности. Социально-психологический факультет предлагает студентам более

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Дипломы, ГОСы
Размер файла:
57 Kb
Скачали:
0