Браз человека с инвалидностью в литературе и искусстве. Явление людей с отклонениями в физическом или психическом развитии в искусстве

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

Институт педагогики, психологии и социологии

Психолого-педагогический факультет

Образ человека с инвалидностью в литературе и искусстве

(Эссе)

Выполнил: слушатель профессиональной

переподготовки по программе

«Прикладная психология»

Проверил: ___________

Красноярск 2008

Образ человека с инвалидностью в литературе и искусстве

Наверное, когда у первобытного человека появилось хотя бы минимальное эстетическое сознание с минимальными эстетическими же потребностями, тогда и появилось Искусство, как место, где это сознание стало проявлять себя. И сознание стало являть в художественной форме все, что оно замечало в окружающем мире.

И хотя я сейчас пускаюсь, пожалуй, в сомнительные исторические изыскания, но также наверняка в первую очередь первобытно-эстетическое сознание стало замечать своих же собратьев, себе подобных.

Но среди «подобных» попадаются менее «подобные», люди с какими-либо отклонениями в развитии, различного рода особыми потребностями и просто сильно отличающиеся от массы. И здесь есть две стратегии: я вижу таких людей, либо «ничего не вижу, ничего не знаю, не мое дело!»

Явление людей с отклонениями в физическом или психическом развитии в Искусстве – процесс, на мой взгляд, весьма закономерный, именно за счет изначального выделения такого человека в толпе.

Начиная с легенд и мифов до современной культурной традиции, большинство физически неполноценных персонажей окружены атмосферой «инаковости», отличия от других, которая создается через демонстрацию их ущерба. Они редко бывают главными героями, главный герой, как правило, физически крепок и по возможности красив.

В детских сказках персонаж с физическим ущербом чаще всего несет отрицательный характер, например, Капитан Крюк из «Питера Пена» или же герои русского фольклора.

Вспоминая литературу близкую этой теме, причем именно художественную (в процессе обучения на специальности «социальная педагогика» научной литературы, посвященной теории и практике работы с таким человеком, было прочитано большое количество), первое произведение, которое вспомнилось – классическое «Му-Му». Очень трагичное на самом деле произведение. Власть имущие, в лице барыни, по сути, оспаривают право немого Герасима любить, привязываться к живому существу. И хотя трагедийность в большой части заключается в том, что он крепостной – а в Российской империи в то время это определялось как рабство, то, что человек этот еще и инвалид, лишенный возможности выражения своих переживаний, без сомнения усиливает художественную идею повести. И хотя образ Герасима отнюдь не является положительным, судьба его вызывает у читателя неподдельное сочувствие. Со мной, по крайней мере, было именно так, кажется, прочитав, я даже всплакнула.

Из школьной программы еще мне вспомнился рассказ «Феномен» - человек, лишенный рук, зарабатывал на жизнь, показывая свою способность манипулировать предметами с помощью ног, так же как здоровый человек делал бы это руками. Рассказ написан от лица автора, как случай из детства, потрясший мальчика и оказавший на его дальнейшую жизнь большое влияние. Только в чем это влияние выразилось у меня вспомнить так и не получилось, но, кажется, это была какая-то глубокая фраза, произнесенная Феноменом в их беседе.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Эссе
Размер файла:
41 Kb
Скачали:
0