Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков. Факторы риска аддиктивного поведения подростков и молодежи

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ПЛАН:

  1. Факторы риска аддиктивного поведения подростков и молодежи: биологические, психологические, поведенческие, нравственные, макросоциальные, микросоциальные, семейные.
  2. Комплексная модель профилактической работы в области аддиктивного поведения
  3. Модель профилактической работы с подростками, входящими в группу риска по различным видам аддиктивного поведения
  4. Диагностика аддиктивного поведения подростка, входящего в группу риска и особенности психокоррекционной работы с подростками
  5. Особенности работы социального педагога с семьями, в которых дети употребляют спиртные напитки и наркотики. Проблема преодоления созависимости.

Образовательная среда и риски развития

  • Главная цель образования - воспитание ценности свободы
  • Пространство школы
    • решает задачи взросления
    • или
    • провоцирует аддиктивные пробы ?

Взаимодействие в области профилактики: «пусть пироги печет пирожник, а сапоги должен тачать сапожник…»

Профилактика в школе: лечить наркоманов или бороться с распространением наркотиков?

Виды профилактики:

  • Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения детей и подростков к наркотизации
  • Вторичная профилактика предотвращает развитие наркогенной зависимости у несовершеннолетних, имеющих опыт использования одурманивающих веществ
  • Третичная профилактика – реабилитация детей и подростков со сформированной зависимостью

Проект «Профилактика аддиктивного поведения в условиях школы»

  • Цели проекта:
    • Создание эффективной модели профилактики аддиктивных форм поведения в условиях российских школ
    • разработка и осуществление программы подготовки специалистов в области профилактики

  • Опыт зарубежных коллег в области профилактики аддикций показывает оправданность приоритета школы в реализации профилактических программ

  • В России образование по-прежнему имеет достаточно ресурсов, при правильной организации которых можно культивировать ценности и установки, не совместимые с зависимым, аддиктивным поведением

Идея и цель предлагаемого подхода:

  • Желание, а затем и потребность прибегнуть к аддиктивным формам поведения появляется там, где возникают проблемы самочувствия, самореализации, самовыражения
  • Принципиально важно проектирование такой образовательной среды, которая обеспечивала бы ребенку стабильное, положительное самочувствие

Основная задача профилактики

  • создание условий для увеличения личностных ресурсов ребенка
    • формирование самостоятельности, инициативы, ответственности
    • развитие эмоциональной сферы
    • становление социальной компетентности (самостоятельность в социальной деятельности)
    • формирование ценности здорового образа жизни
  • Прямые профилактические программы должны носить четкий адресный характер

Как оценить эффективность профилактических программ?

  • Выявление динамики степени риска аддикций в период актуального риска -методика РАП (риск аддиктивного поведения)
    • опросник для подростков 14-17 лет
    • способ оценки эффективности программ профилактики

Результаты проекта:

  • образовательные программы для педагогов, учащихся и родителей
  • программа мониторинга динамики риска аддикций
    • 25 команд специалистов из регионов Красноярского края и г. Красноярска
    • 4 Центра подготовки специалистов в области профилактики в регионах

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
1 Mb
Скачали:
0