Особенности мифологического мышления. Общее понятие мифа. Роль мифологии в жизни современного общества

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МПС РФ

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра: “Философия”

Реферат

Особенности мифологического мышления

Разработал:                                                                                            Проверил:

ст. гр. М-211                                                                                          доцент

                                                                                 

2003

Содержание:

Введение ………………………………………………………………  …3

Глава 1. Общее понятие мифа…….. ……………………………...  …4

Глава 2. Особенности мифологического мышления ………..….  …8

2.1 Антропологизм ....……………………………………………….  …9

2.2 Ритуалы и обряды …….……………………………………..…  …12

2.3 Символизм ………………………………..………..……………  …13

2.4 Синкретизм ………………………...………….………………..  …15

Глава 3. Роль мифологии в жизни современного общества ….  …17

Заключение ……………………...……………………….………….  …21

Список использованной литературы ……………….……………  …23

Введение

Исследования современного мышления выявили, что одномерный подход к мышлению как к линейно развивающейся системе в рамках универсальной логики слишком зауженная перспектива. Многомерный подход позволяет раскрыть более полно проблему эволюции мышления, выделения типов мышления и разных способов их взаимодействий.

Проблема мифологического мышления на сегодня разработана недостаточно, особенно с учетом того, какое внимание уделяется сегодня в образовании формированию понятийного мышления, вырастающего из мифологического.

Почему я выбрал эту тему для написания своего реферата? Потому что изучение мифологического мышления наряду с научным, религиозным позволит выяснить истоки мышления вообще, понять феномен растущей культурной символизации и мифологизации общественного сознания.

«Для понимания сути того или иного явления важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих. От того, какие ценности будут важными для того или иного народа, зависит, произойдет ли генезис философии как таковой, или же данный социум удовольствуется мифологическим уровнем и житейским миропониманием, соответствующим этому уровню»[1].

Глава 1.Общее понятие мифа

Миф (от греч. mythos – сказание) – появляющиеся в дописьменных обществах предания о первопредках, богах, духах и героях.

Идеи первобытных народов о душах, духах и богах выражались в мифологической форме, а основными сюжетами мифов были такие природные явления, как солнце и луна, небо и земля, море, огонь, звезды, ветер и т.п.

В числе особенностей мифа: произвольное соединение сюжетов и тождественность означающего и означаемого, персонификация явлений природы, зооморфизм, увеличение зооморфных элементов в архаических пластах культуры.

Сопоставление мифологических образов – архаических и более поздних – свидетельствует о том, что миф периодически подвергается трансформации и распаду. Попытки вскрыть характер и причины этих изменений составляют одну из главных тем в трудах таких мыслителей, как Дж. Вико и Ф. Шеллинг, О. Шпенглер и А. Тойнби. Макс Вебер развивал идею исторической рационализации картины мира, которая, по его мысли, неизбежно приводит к их «разволшебствованию». То, что Вебер назвал разволшебствованием, одна из причин умирания мифов

Похожие материалы

Информация о работе