Основные идеи и течения эпохи Возрождения. Философия Гегеля. Противоречие между системой и методом. Аристотель, его учение о сущности, причинах и началах бытия и знания

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Причины начал бытия и знания: 1) форма (план дома) 2) материя (строймат.) 3) производящ. причина (архитектор, его знания) 4) цель (законч. здание) (т. к. мир нах-ся в сост. движения и изменения, то только формы и мат. недостаточно). Цель и прич. сводимы к форме.

· Движ. (вечно): 1) возникн.и уничтож. 2) колич. изм. 3) кач. измен. 4) простр. перемещ. (осн.) (круг. и прямол.; равном. и неравном.) · Природа сост. из 4-ех эл-тов: огня, воздуха, воды, земли.+ эфир (заполн. все мир. пр-во). Всеобщ. связь вещей, их взаимопереходы. · Т. познания: Источник знания – объект. мир вокруг нас, познаваемое существ. раньше, чем знание. Отсутствие знания о предм. не явл. прич. для вывода об их небытии. Познание: 1) чувств. воспр. и память => опытживотн. то же самое, но меньше) 2) искусство (только у чел.) – спец. знания, умения, навыки. (знание общего) 3) наука (поср-вом теорет. деят-ти мышл-я, нахожд. общего в отдельном): 1) н. теоретич. (знание ради знания, филос., мат, физика) 2) н. практич. (зн. ради моральн. соверш-я чел-ка) 3) н. продуктивн. (зн. ради пр-ва объектов). · Логика: не только инстр. науки, но и особ. наука о формах мышл-я в позн. Сформ. логич. законы (тождества, противоречия, исключ. третьего). · Категории (общие логич. опр-я бытия, высказ. о бытии): сущность, кач-во, кол-во, отнош., место, время, полож., облад., действие, страдание. Кат. сущности отождествл. с бытием («Что есть вещь?»), остальн.. кат. отвеч. на вопр. «Каковы св-ва вещи?» · Тесная связь между душевн. и телесн. явл. Против платоновского учения о бессм. душим. · Соц.-полит. взгляды: Необх. укрепл-я рабовл. строя. Рабство – естеств.вечн. явл. Рабы – говор. орудия, общест. животн. Гос-во – своеобр. организ. политич. общения людей, созд-ся не только ради того, чтобы жить вообще, а чтобы жить счастливо. Власть в гос-ве должна принадл. средн. слою рабовладельцев.         

Средневековая философия

·I-IV вв. – столкн. идей античн. Ф. с христианством. Античность – беспощадна к слабости, презир. рабов, мораль господства и жестокости. Христианство – чел-к слишком слаб, чтобы быть самодост. (в отличие от Бога). Чел-к – кроткий, смирен., страд., несчастный. ·Античн. – многобожие (но у Платона – един. Бог-Творец). ·Вера восполн. отсутств. знания, сообщ. человеч. действиям решит-ть и опред-ть.

· А.: мир à истина, Х.:мир ß ист. (откров.) (Тертуллиан: «Верую, ибо абсурдно») · Со врем. наметился альянс. Р. и Ф.: 1) послед. Пл. – дедукция из догматов церкви следствий для поним-я мира 2) послед Ар. – индукция (от анализа мира и чел-ка – к единому Богу) · Патристика (II – VIII) –традиц-изм, ретроспект-ть. · Аврелий Августин (IV-V) («Верю, чтобы понимать») Центр. проблема – суть веры, т. к. нужно было выраб. особ. идеолог., объедин. различн. народы и племена. Относит. консолид. европ. народов могла быть достиг. не путем «знания», а энергчн. подключ-я их к одной сист. ценностей с пом. веры. · Бытие: то, что не имеет примеси небытия, => неизм., вечно, нематер., присутств. везде. Бог – высш. бытие, высш. субстанция, высш. форма, высш. благо. ·Креац-м: Бог творит мир из ничего, Фатал-м: Бог – пост. попечитель мира. ·Платоновские идеи à мысли Бога-Творца ·Душа: дематериализ. человеч. духа, денатурализ. чел-ка; только разумная душа; тело – наказание для души. ·Познание: чувств. ощущ. – дело не тела, но души поср-вом тела. Осозн-е чел-ком вечных идей в глубинах души убежд. его в существ. Бога => априоризм чеовеч. знания. ·Свобода воли – выполнять предпис. творца («первая» (Адам) и «последняя»). Только Бог определ., кто будет спасен (морал. добродетель не реш. всего). Высш. проявл. религ. сущн-ти – беззаветн. любовь к Богу, уповающая только на его милость (^ офиц. церковь: чел-к спос. различ. добро и зло => имеет возм. собств. спас.) ·Происх. зла: усл-е появл. зла – ущербность того ничего, из кот. Бог творит мир. · Истор. процесс: история предсказ-ма. и наполнена смыслом. · Схоластика ( VI-XII, XIII-XIV) ·Ансельм Кентерберийский (XI) пытался рац-но обосновать догмы вероуч-я · Конц-я (крайнего) реализма: универсалии – абсол. объективное и первичн., конкретное- только производное (=> объясн. догмата троицы, первор. греха (Адам – сущн. челов. рода), жертвы Иисуса) · Док-во Бога: не было бы Его – не было бы самой идеи Бога. ·Пьер Абеляр (умер. номинализм) признает объект. общего только в самом уме, универс. – умств. построения. · Крайний номинал-м: универс. – просто слова. ·Фома Аквинский (XII) созд. грандиозн. теолого-филос. синтез: Н. и Ф. выводят свои истины из опыта и разума, Р. – из откров., но различие методов. не означ. различия предметов. ·Пытался уйти и от религ. фанатизма, и от чрезмерн. научности. ·Некот. догматы поддаются док-ву, но больш-во не поддается рацион. обоснов-ю (но они не противоразумны,. а сверхразумны) ·Разумн. основ. божеств. активности (не мож. превр. чел-ка в осла). · Переистолковывал Аристотеля: все предм. существ. не благодаря своей сущности, а благод. сопричастности божеств. акту творения. · Тело – не оковы для души, а ее необх. дополн. Полн. соед. души и тела – в день Страшного Суда. · Т. познания: призн. важность чувств. позн. Дальнейш. позн. осущ. поср-вом интеллекта (дематериализ. познаваемого предм.: чувств. образы à умопостиг. идеи) ·Истины откровения: 1) доступные разуму 2) выход. за пред. его познав. возм-ей · 5 док-в бытия Бога (восхожд. от фактов действ-ти к высш. прич., целесообр. и т. д.) · Этико-соц. доктрина: 1)право чел-ка на счастье в этой жизни. 2)своб. воли (=> ответств. за свои пост.) 3) не только церк., но и гос-во имеет божеств. основу 4) но злоупотр. власти дают право на восст. · Конц-я Ф. А. считалась чрезмерно радикальной, но с XIX – офиц. Ф. катол-ма. ·После Аквинского – усил. номинализма (залож. основы не только матер-ма, но и субъект. идеал-ма). ·Итоги: 1) Средн. Ф. носила теоцентр. хар-р, подч. религии 2) Ср. Ф. огранич. сферу челов. разума верой (за счет научности) 3) Ср. Ф. – один из этапов поиска путей реш-я абсол. пробл. челов. бытия поср-м обращ. к Богу .

Гегель (1770 – 1831)

· Выдв. и отстаивал идею диалект. развития. Впервые мир предстал как един. целое во всзимн. связи и непрерывн. измен. ·Ф. Гегеля – Ф. «абсолютного идеал-ма», ее осн. понятие – «абсол. идея» · Идеяпервоначало всех вещей, субстанция всего сущего, мировой разум, абсол. дух.·Гегель критик. Платона за отрыв идей от чувственно воспр. вещей, но как они соед., он и сам объяснить не мог. ·Абсол. идея = христ. Бог, но в предельной абстракции · АИ деятельна, облад. спос. собсв. развития, постиж. самое себя на осн. последоват. восхожд. по определ.ступеням. ·Сознание, волю, личностн. черты АИ обрет., когда она постиг. разумом чел-ка · Логика заним. центр. место в филос. сист. Гегеля. Ступени развития АИ: бытие, сущность, понятие I. «Чистое бытие» - начало всех начал, о нем ничего определ. сказать нельзя, оно – «ничто». Чист. бытие (Т) ´ Ничто (А) = Становление (С). Эта система назыв. триада и проводится Гегелем через весь анализ категорий. Кажд. понятие и явл. реал. мира прох. троичн. цикл развития – утв., отриц. и отрицания отрицания (з-н диалектики). · Результатом Становления явл. наличное бытие, облад. некой опред-ю – качеством (Оно есть реальность). Своебразие качеств. опр-ти в том, что она едина с бытием, в отл. от колич. опред-ти, кот.  не тождеств. с бытием и при измен. в известн. пределах не ведет к изм-ю кач-ва. Единство кач-ва и кол-ва образ. меру (=> з-н взаимн. перех. колич. и кач. изменений). II. Сущность – глубинная осн. существования, реализ-ся в мире явлений. ·Особое вним. удел-ся проблеме противоречия (против-е – корень движения) (обосн. единства и взаимод. противоп. как источн. самодвиж. и саморазв.) Противор. относ. не к чему-то внешн., а к сущности. В сущности есть два взаимосв. понятия: содержание и форма. Содерж., развиваясь, приходит в против. со статичн. формой => нараст. противор. между ними. Разреш. прот-я: нов. содерж. ломает старую форму, порожд. новую => измен. сущности. III. Самодвижение понятия. Понятие – единство бытия и сущности. Главный вывод: абсол. дух в финале своего развития постигает себя от начала до конца как духовн. начало, как абсолютную идею. IV. АИ предстает в формах инобытия (отчуждения): 1) природа 2) чел-к, общ-во · В природе, хотя и царит объективн. з-н, развития нет, она лишь разнообразится. Чем более сложн. явл. природы берутся, тем белее сквозь них просвеч. АИ. ·Чел-к не просто прир. сущ-во. Он единств., кто облад. сознаниемвысш. формой инобытия АИ. ·Филос. духа: учение о человеч. сознании. 3 части: субъект. дух, объект. дух, абсол. дух. · В результ. присущих духу противор. происх. смена форм духа: утрачивается то, что принадл. к внешн. природе, относится к низшим формам материальности. Приниж. природно-телесная природа чел-ка. · Свобода – субст. духа. Орудием освобожд. духа служит процесс познания, вершиной кот. явл. абсолютное знание в форме гегелевской сист. абс. идеал-ма. ·В практич. деят-ти индивид. «Я» развит. духа не может получить полн.  выраж-я => Гегель обращ. к человеч. роду, к общ-ву, полагая, что чел-к может реализ. себя только в обществ. отнош. · На ступени объектив. духа Гегель обращ. к идее развит. объект. мира (отраж. развития АИ) => Древний мир (бытие), Греческий и Римский мир (сущность), Германский мир (понятие). АИ воплощ. в прусской монархии. Развитие достиг. предельной точки. · Абсол. дух прох. в своем разв. 3 ступ.: ис-во, религ., филос. Развитие АИ здесь заканчивается (противореч. диалектике, но этого трею идеалистич. сист.) ·Противореч. между сист. и методом: 1) Гегель подгон. жизнь под треб. диалектики, а не выводит. диалект. на осн. изуч. действ-ти 2) В проц. разв. не возник. ничего нового, т. к. ступени разв. изнач. содерж. в АИ 3) В природе нет развития => против. с всеобщностю разв. 4) Провозгл. предельность в разв. познания (АИ осозн. свое содерж. в гегелевской Ф.) 5) Прусская монархия – венец обществ. разв.

Философия эпохи Возрождения (вт. ½ XIV – н. XVII)

·Эпоха В. - XV-XVIIIв.в. -период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения бурж. ·Расцвет искусств, разв. науки, филос. ·Возрожд. ценностей и идеалов античности. Но В. на деле - поиск нового, а не стремл. к имитации. ·Отлич. черта  мировоззрения В. – ориент. на чел-ка (антропоцентризм). Центр.фигура - не Бог, а человек - центр мирозд. ·Чел-к самодостат., гордый, сильный, Бог дал ему свободн. волю, теперь чел-к должен действ. сам, определять свою судьбу и отвоевывать свое место в мире. · Культ творч. деят-ти (не размышл. (ант.) и не молитва (ср.)). Идея прометеизма – чел-к как сотворец мира, сотрудник Бога. · Тело - не "оковы души" . Телесн. жизнь сама по себе самоценна => культ Красоты (живопись, изображ. человеч. лицо и тело, - главенств. вид ис-ва) · Мировоззрение эпохи В. - носит гуманистический характер. Гуман-м – не только ориент. на чел-ка, но и осознание величия чел-ка. · Общ-во - не продукт Божьей воли, а результ. деят-т людей. ·В Ф. В. ослаб. мотивы греховн. сущн-ти чел-ка. Осн. ставка делается не на Божью благодать, а на собств. силы человека. · На смену теизму приходит пантеизм - "Бог во всем". Христ. Богкак бы сливается с природой. ·Николай Кузанский (XV): центр. пробл. – соотнош. Бога и мира. · Схоласт. знанию о Боге и мире Н.К. противоп. концепцию ученого незнания (констат. несоразмер-ти объема познания и схоластич. понятий и опред-ий.) · Пробл. соотнош-я мира конечн. вещей с их бескон. сущ-ю.  · Опир. на уч-е Платона и неоплатоников, но Кузанский отверг античный дуализм и заяв., что единому ничто не противоположно, Единое есть все, Единое (минимум)тожд. бесконечному (максимум).·Центр. пункт Ф. Кузанского – учение о совпад. противоп-тейабсол. макс-ма и абс. мин-ма. · В Боге все различия совпад. · Абс. макс. - единственен, потому, что он есть все, в нем есть все – он высш. предел и он есть Бог. ·Бесконечный мир – огранич. макс-м. Огр. макс. произ. от абсолютного не следствием сверхъест. творения, а поср-вом ограничения, поскольку все находит свое место где-то между абс.макс.  и абс.мин. · Кузанский прибег. к понятию свертывания и развертывания мира. Божеств. сущ-во как-бы свертывает в себе все вещи и представляет природе результат развертывания ее из божественных глубин. · Поскольку Бог бесконеч., то разверн. природа, хотя и не бескон., но не имеет границ, а значит и центра (окружн-ть). · Нет отлич. между Землей и небесными сферами => созд. предпос. для постр. иных, чем геоцентр., картин мира. · Николай Коперник разраб. теорию гелиоцентр. картины мира · Джордано Бруно (пантеизм): Бог – живое творч. природы, кот. созд. разнообразие всего жив. и мертв. · Концепц. бесконечн. Вселенной с теми же прир. законами, что и на Земле => принципы единства матер. мира, универс-ть з-нов его функц-ия.

Кант (1724 – 1804)

· «Коперник. перев. в Т. позн-я»: главн. действ. лицо – чел-к в кач-ве субъекта позн-я. Деят-ть ума, порожд. идеализир. объекты, сост. основу позн-я. · Докритич. пер.: сторонник естественнонауч. матер-ма · Гипотеза о происх. Солн. сист из первонач. туманности (небул. космогонич. теор. Канта – Лапласа): Солнце и планеты – из сгущений пылев. облака в результ. сил тяготения. · Множество галактик,  возм-ть межплан. контактов. · Замедл. вращ-я Земли под действ. приливного трения. · Критич. пер.: подверг. критич. анализу познават. спос-ти, волю, эмоции чел-ка · Априорное знание (эффект «зеленых очков»). Доопытным формам позн-я отдает предпочтение. Априорн. хар-р носят всеобщ. и необх. истины. · «Вещи в себе» существ. объективно, вызыв. у нас ощущения. Мы упорядоч. ощущения с пом. априорн. форм созерцания: пространство и время (апр. ф. чувственности) · Чел-к, получив представл. о внешн. мире, не может знать, каков этот мир. · Ощущ. субъективны, чтобы приобрести общезнач. содерж., необх. перейти к рассудку. Рассудок обобщ. чувств. данные в понятия, суждения. · Но рассуд. выполн. задачи получ-я подлин. знания тоже благодаря априорн. формам: логич. категориям (кол-ва, кач-ва, отнош-я, мод-ти (не/возм., не/существ, необх. – случаен)). · Попытку проникн. в мир вещей в себе предпр. разум. Разумн. спос. опир. на априорн. понятия: мир в целом, Бог, душа. Разум, пытаясь созд. идею о мире в целом впад. в неразреш. против-ия (антиномии). Разум вынужд признать свое бессилие в попытке проникн. в мир трансцендентный (т. к. он может док-ть и то и другое) · Антиномии – сигналы разуму о безнад-ти его попыток выйти за пред. мира явлений => надо обратиться к вере. · Умопостиг. мир не дост. науке, но он дост. разумной воле, определ. нравств. установки людей. В своем повед. чел-к должен руков-ся категор. императивом · Катег. императивы – з-ны, кот. должны обладать объективной и всеобщей значим-ю. Их основополаг. идеи даны a priori. · Первейш. призн. и док-во свободы – спос. чел-ка осознанно и добровольно подчиняться принужд. морального з-на.

Декарт

·  Отверг схоласт. ученость, Ф. должна служить практике. В постиж. истины абсолютизировал дедукцию. · Исх. пункт его онтологии и гносеологи – методологич. сомнение (чтобы избав. от заблужд. и обесп. прочн. осн. познания). Cogito, ergo sum. · «Правила для руководства ума» · Учение о методе – заметное завоев. в развитии духовн. культуры. На место веры – знание. Вместо преклон-я перед авторит. – логич. док-во. · Д. впервые четко говорит о человеч. самсознании как некоторой субъективной достоверности, рассм. субъект позн-я как противост. объекту позн-я.  · Завыш. роль разума за счет практики. · Истинность ясного и достоверн. знания в обращ. к Богу, вложивш. в чел-ка естеств. свет разума. Смутные идеи – результ. человеч. субъективности. · Тупик: существ. всякой реальности, включ. Бога, доказ-ся через наше самосозн-е, а объект. реальность того, что дано в созн. – через Бога. · Недооц. чувств. знания, сводил чувств-ть к второстеп. приему иссл-я, был убежден в безошиб-ти и познават. силе разума.· Мир делится на материальную и духовную субстанцию. Исчерп. признак матер. субстанции – протяженность, духовной – мышление. Производные от протяж-ти – модусы (св-ва) фигуры, полож-я, движ-я; произв. от мышления – модусы воображ-я, чувств, желания. · Объясн. гармонии чел-ка: ни тело, ни душа не могут изменить друг друга. Соприкасаясь в шишков. железе мозга как независящие друг от друга сущности, они лишь могут

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
543 Kb
Скачали:
0