Реформы местного управления в период правления Петра I. Начало реформирования. Вторая административная реформа

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Актуальность темы обусловлена исторической значимостью деятельности Петра I и его преобразований в государственном аппарате.

Россия XVII века ходом исторического развития была  поставлена перед необходимостью коренных реформ, так  как только таким путем  могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока, это и являлось предпосылками реформы местного управления. Это  была  реформа, которая совершенно изменила систему местного управления. Основной целью реформы являлось обеспечение армии прямой связью между губерниями через специально созданный институт.

Реформа местных органов власти была огромным шагом вперед. Была создана система органов управления, каждое звено которой отличалось определенными функциями на всей территории страны. Новые органы управления имели коллегиальный характер. Все члены коллегии были наемными чиновниками, получавшими государственное жалованье. Данное положение подразумевало профессионализм каждого чиновника. Это отличало новую систему управления абсолютной монархии от старой феодальной системы. Теперь попытки использовать власть, должность, чин в корыстных целях стали правонарушением.


Начало реформирования

Годы правления Петра I отличаются его постоянными попытками вызвать к жизни самодеятельность населения. Однако целью таких преобразований всегда оставалось закрепощение всех его слоев различными видами налогов. Все общественные стремления императора подчинялись фискальным потребностям государства.

Крупнейшей административной реформой местного управления было создание губерний. Эта реформа совершенно изменила систему управления на местах. Ей был посвящен Указ «Об учреждении губерний и о росписи к ним городов» от 18 декабря 1708 г. Согласно этому указу вся территория России была разделена на 8 губерний  во главе с губернаторами: Московская, Ингерманландская (позже С.-Петербургская), Киевская, Смоленская, Архангельгородская (позже Архангельская), Казанская, Азовская, Сибирская. В 1711 г. губерний стало 9, а в 1714-м — 11 (Астраханская, Нижегородская, Рижская). Это была первая административная реформа Петра. А.А. Кизеветтер подчеркивает фискальный характер этой реформы: «...каждая часть регулярной армии содержалась на сборы с населения соответствующей губернии, в пределах которой она будет расквартирована... Собрать с губернии положенные по табели сборы и своевременно доставить их в соответствующие полки — в этом заключалась главная сущность, альфа и омега административных задач, возложенных на губернатора». К функциям губернатора присоединялись и другие обязанности — организация и деятельность суда и полиции. Губернская реформа укрепила власть помещиков на местах.

Петр сделал попытку ввести в строй губернского управления коллегиальное и избирательное начала. При губернаторе был образован совет «ландратов» (8—12 советников), который должен был избираться местным дворянством. Однако жизнь обратила названное начинание Петра в нечто прямо противоположное тому, о чем мечтал реформатор. Ландраты не избирались, а назначались из дворянства Сенатом или губернатором, который зачастую набирал нужных себе людей. Окружение губернатора ландратским советом не создавало никакого выигрыша для русского провинциального самоуправления. Ландраты не просуществовали и пяти лет, были ликвидированы. Губерния не стала самоуправляющимся общественным союзом

Похожие материалы

Информация о работе