Проблема коммуникации в философии экзистенциализма. Основной предмет экзистенциализма. Исторические условия его возникновения и развития

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ  РФ

Ивановская Государственная Медицинская академия

Кафедра Гуманитарных наук

РЕФЕРАТ

НА  ТЕМУ:     « ПРОБЛЕМА КОММУНИКАЦИИ  В

ФИЛОСОФИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА»

Выполнил: врач станции скорой

 медицинской помощи г. Иваново

                    

                                                             Руководитель:________________

                                                              _____________________________

                                                              _____________________________

                                      г. Иваново 2001

                                          ПЛАН:

1.Основной предмет экзистенциализма. Исторические условия его возникновения и развития.

2.Существование человека и его сущность.

3.Свобода, выбор и связанная с ней проблема отчужденности, отчаяния человека в современном мире. Абсурдность человеческого существования. Пути решения проблемы.

4.Бытие человека и бытие мира.

5.Уникальность человеческой личности.

6.Пограничная ситуация в жизни отдельного человека и всего человечества. Бытие между жизнью и смертью.

7.Экзистенциально-феноменологическая парадигма общения. Становление экзистенциально-феноменологической парадигмы.

8.Философия коммуникации К. Ясперса.

9.Возможность и действительность общения: сущность экзистенциально-феноменологической  исследовательской парадигмы.

10.Критика экзистенциализма представителями других философских направлений и ценность идей экзистенциалистов для человека и человечества на примере работы Ж. П. Сартра  «Экзистенциализм – это гуманизм».

1. Основной предмет экзистенциализма.

Исторические условия его возникновения и развития.

Философия в глубокой древности была обращена к постижению человека. Тем не менее, в каждую поворотную историческую эпоху предлагалась новая трактовка проблематики, которая издавна входила в раздел философии, именуемой «философской антропологией». Особенно решительный поворот к человеку произошел в философии в эпоху Возрождения и на заре нового времени. Но мыслители ХХ века, в том числе экзистенциалисты, - независимо от того, насколько высоко и насколько объективно они оценивают вклад «антропологической» философии прошлого, - считали и считают необходимым осуществить «новый поворот» к человеку. При этом одни философы связывали необходимость «антропологического поворота» с широким обоснованием нерелигиозного понимания мира, которое могло бы выдержать соперничество с классической мыслью, существенно зависевшей от религии. Другие, напротив, использовали философию человека как наилучший, по их мнению, способ «модернизации» религиозной философии.

Среди предшественников экзистенциализма можно назвать датского философа Серена Кьеркегора  (1813-1855), немецко-французскою «философию жизни» (Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей), феноменологию Гуссерля (1859-1938). Некоторые экзистенциалисты склонны были усматривать родство своих детей с представлениями немецкого романтизма в литературе. Другие- с мыслями Ф.М. Достоевского (1821-1881), Н.А. Бердяева (1874-1948), Л.И. Шестова (1864-1936). Экзистенциализм в Германии представлен К. Ясперсом (1883-1969) и М. Хайдеггером (1889-1976), во Франции - писателями и философами Ж.П. Сартром (1905-1980), А. Камю (1913-1960), Г. Марселем (1889-1973). К экзистенциализму близок также испанский философ Х. Ортега-и-Гассет (1883-1955).

Главным и, по сути, единственным предметом изучения экзистенциалистов является бытие индивидуального человеческого субъекта, «онтология субъективности». Однако, центральная проблема экзистенциализма- мир человеческой личности – и основные «категории» экзистенциалистических концепций («забота», «страх», «борьба», «пограничная ситуация»), а  также мотивы одиночества, ответственности, отчуждения и свободы близки всей европейской  культуре, основы которой были заложены еще в поздней античности. Выдвижение этих мотивов, с глубоким оттенком трагизма, на первый план европейского сознания с конца 20-х годов нашего  времени  и вплоть до 70-х (а в значительной мере и до наших дней) было определено кризисом  светлой жизнерадостной, просветительской и прогрессистской  идеологии, вызванном серией экономических и политических катаклизмов, страданиями мировых войн, последовавшей за окончанием второй мировой войны эпохой «холодной войны», нарастанием глобальных проблем, сегодня угрожающих всему бытию человечества. Существует связь между экзистенциальной философией и широко распространившимися в ХХ веке настроениями отчаяния, отчужденности от общества. Таким образом, экзистенциализм выразил широко распространившиеся в ХХ веке идеи и умонастроения, сконцентрировавшиеся вокруг проблемы человека и его места в мире.

Снижение влияния экзистенциализма в последние два десятилетия может быть связано с превращением экзистенциалистских мотивов в ограничные, само собой разумеющиеся моменты нашего обыденного сознания, не нуждающиеся ни в доказательстве, ни в профессиональной философской разработке: повседневная очевидность философу не очень интересна. Но это нисколько ни умоляет значения экзистенциализма в мировой культуре, так как запечатление основных идей и призывов экзистенциалистов в сознании человечества и связанное с этим изменение мировоззрения большинства людей, живущих в конце ХХ века. Является признанием высочайшего уровня гуманности этого направления философской мысли и его значительной роли в сознании человечеством знания отдельного человека в обществе. 

2. Существование человека и его сущность.

Трагико-драматическая тональность произведений экзистенциальных философов ХХ века проявляется как в литературных произведениях художественного плана, так и тогда, когда анализ перемещается на почву философских абстракций. Экзистенциалисты приглашают читателей к напряженному и интересному диалогу о человеческом существовании и его уникальных особенностях.

По Кьеркегору, человеческое существование может находиться на одной из трех ступеней: эстетической, этической и религиозной.

На эстетическом уровне человек обращен к внешнему миру, погружен в жизнь чувства, символ этой стадии – Дон-Жуан. Он стремится узнать все, испытать все виды наслаждения. Эстетическая точка зрения – это позиция гедонизма. Но чем эстетик предается игре чувств, тем сильнее становится его неудовлетворенность и разочарование. Коренной порок эстетического уровня в том, что находящаяся в нем личность оказывается неразрывно связанной с внешним миром и зависящей от него. В конечном счете, вызываемая эстетическим образом жизни,  приводит человека на грань отчаяния. Он осознает свою непригодность, неаутентичность  эстетического образа

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Рефераты
Размер файла:
272 Kb
Скачали:
0