Фрейд. Три типичные формы организации либидо. Структура эдипова комплекса. Половая зрелость

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ФРЕЙД[MB1] .

Вот как мы представляем себе первичное состояние: вся энергия Эроса, которую мы отныне будем называть либидо, находится внутри ещё недифференцированного Я-Это и служит для нейтрализации разрушительных тенденций, также присутствующих в нём. Фрейд выделил два типа энергии: свободная, подвижная, характеризующая бессознательные, то есть первоначальные процессы, и связанная, определяющая вторичные процессы, относящиеся главным образом к области сознательного. Фрейд вводит также понятие “застоя либидо” для обозначения процесса аккумуляции энергии, блокированyой в своём движении, не имеющей возможности разгрузки и образующей таким образом “резервуар”. Фрейд обозначил “суть влечения” двумя главными чертами: “Его происхождение связано с источниками возбуждения внутри организма, а проявляется оно в качестве постоянной силы”. Целью влечения всегда является удовлетворение, то есть оно находится в полной зависимости от принципа удовольствия. Удовлетворение рассматривается как разгрузка напряжения, созданного возбуждением, и отвечает состоянию “не-напряжения”. Объектом влечения служит то, в чём или посредством чего влечение может достигнуть своей цели. В своём стихийном поиске удовольствия влечение встречает препятствия, испытывает давления, приводящие его к различным исходам, которые Фрейд перечисляет в следующем порядке: - обращение в свою противоположность – переориентация на саму личность – торможение – сублимация Когда нельзя избежать внутреннего “толчка”, субъект вынужден отодвинуть на дальний план требование влечения или убрать его из области сознательного- затормозить его. “суть торможения заключается именно в этом: отодвинуть и держать на расстоянии сознательное”. Торможение порождает как непосредственное возникновение влечения , так и различные ассоциирующие с ним элементы, производные, образы. Действую втихомолку внутри бессознательного, влечение не теряет своего динамизма. Сексуальное влечение “предоставляет в распоряжение культуры огромное количество сил, и это происходит, несомненно, вследствие его ярко выраженной способности перемещать свою цель, не теряя при этом в интенсивности. Способностью к сублимации называют эту способность заменять цель сексуальной природы на другую , не сексуальную, но психически родственную первой. Определённые модификации цели, подмены объектов, когда начинает превалировать их социальное значение, мы называем сублимацией.

Фрейд выделяет три типичные формы организации либидо: оральную, анальную и фаллическую. Они названы “догенитальными”, поскольку предшествуют периоду, соответствующего половой зрелости, когда утверждается обычная половая организация, те генитальная, отвечающая зрелому взрослому состоянию. Прилагательное “фаллический” подходит как для мальчика , так и для девочки, поскольку пенис является главным предметом интереса, источником боязни кастрации у мальчика и желание обладать им у девочки- эти два главных либидных символа будут определять ориентацию их сексуальности и личности в целом. Эволюция либидо не происходит линейно, не сводится к автоматической смене четко определенных стадий, “что каждая фаза оставляет свой след в более поздних структурах, проявляясь в экономии либидо и характере личности”. Вначале в индивидууме не существует структуры, подобной Я; Я должно испытывать развитие. Но автоэротическое влечение существует с самого начала. “вначале Я содержит всё, позднее оно исключает внешний мир”.

Среди проблем, занимающих детей, на первом месте стоит “великая загадка”: “откуда берутся дети ?”. Одна из  первых теорий ребёнка основывается на незнании или отрицании различия между полами; она заключается, подчёркивает Фрейд, в том, чтобы “приписать всем людям, в том числе и женщинам, наличие пениса”.  Эта точка зрения утверждается в то время, когда пенис начинает представляться ребёнку “главной эрогенной зоной, основным предметом автоэротической сексуальности, и значение, ему приписываемое, находит логическое отражение в невозможности представить себе человека, подобного себе, без этого важнейшего элемента”. Если все человеческие существа устроены по единой сексуальной модели, то отсюда следует целый ряд важных образных следствий: мужчина становится, как и женщина, способным родить малыша- из чего мальчик может в эдипов период культивировать гомосексуальную фантазию, по которой отец делает ему ребёнка. Параллельно результатом панфалического мировоззрения ребёнка является наделение пенисом женщины; как же горячо любимая мать может быть лишена столь важного атрибута? Образ фаллической женщины долго не поддаётся влиянию реальных факторов, поскольку поддерживается страхом кастрации, который у маленького мальчика выражается в таком логическом построении: если у “неё” нет пениса, тогда и мой собственный пенис “они” тоже могут отнять! Обладание матери пенисом вызывает мысль , что дети могут рождаться только через  единственное отверстие – “отверстие кишки”: “Ребёнок, - пишет Фрейд,- должен выходить как экскремент, как испражнения”. Как делаются дети ? на этот вопрос, неотступно преследующий детское любопытство, могут даваться различные ответы, зависящие от либидной стадии: оральное зачатие путем введения “чего-то специального”, но также зачатие уретральное или фекальное, при которых сексуальный союз осуществляется “в момент мочеиспускания или дефекации”. Но наиболее распространенное и универсальное представление о сексуальном союзе заключается в образе “садистского коитуса”. Используя свои впечатления от странных шумов, таинственных связей или отдельные наблюдения, если у него не был возможности реально присутствовать при сексуальном спектакле, ребенок представляет себе, что родители в процессе коитуса предаются жестокости, некоему испытанию силы, при котором более сильный подавляет слабого и жестоко обращается с ним. Неудивительно, что воображенный таким способом коитус рассматривается

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психиатрия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
13 Kb
Скачали:
0