Медицинское обеспечение школьников, обучающихся в новых видах школ. Медицинское обслуживание учащихся образовательных учреждений нового вида

Страницы работы

Фрагмент текста работы

профилактических осмотрах девочек в период перехода на предметное обучение (10 лет) объем проводимых исследований следует расширить с применением лабораторных и инструментальных исследований: клинический анализ крови, общий анализ мочи, анализ кала на яйца глистов, флюорография, электрокардиография, изменение остроты зрения и слуха, спирометрия, 3-кратное исследование артериального давления, подсчет частоты сердечных сокращений, динамометрия правой и левой кисти, проба с приседанием за 30 сек. На основании данных комплексного медицинского обследования рекомендуется выделять «группу риска» репродуктивного здоровья. В «группу риска» должны входить девочки, имеющие:

— хронические заболевания, особенно эндокринной системы, мочеполовой системы, опорно-двигательного аппарата, хронические тонзиллиты, нарушение зрения и др.;

— нарушения физического развития:

а) общая задержка физического развития по показателям длины тела ниже возрастной нормы (< M-2S), б) дефицит массы тела (< M-lSr) или избыток массы тела (> M+2Sr);

— отклонения в становлении и характере менструальной функции (позднее начало менструации, несформированность менструального цикла в течение 3 лет менструального возраста);

— большая дополнительная умственная и физическая нaгрузка (занятия в музыкальных школах, школах изобразительною искусства, танцевальных кружках, спортивных секциях и школах и т.д.);

— воспитание в неблагоприятных микросоциальных условиях;

— наличие вредных привычек (курение, алкоголизм, нарко- и токсикомания и др.) и рискованных форм полового поведения.    При приеме в школы нового вида детей с отклонениями в состоянии здоровья, часто болеющих и имеющих хронические заболевания (II и III группы здоровья) родители должны быть предупреждены о возможном неблагоприятном влиянии обучения в этих школах и прогрессировании хронического заболевания у ребенка.

Администрация школы должна создавать все условия для своевременного проведения профилактических оздоровительных и корригирующих мероприятий с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья детей.

Организация оздоровления детей в условиях школы

Высокие требования, предъявляемые к центральной нервной системе и функциональному состоянию организма учащихся в связи с большим объемом суммарной учебной нагрузки и интенсификацией учебной деятельности, ухудшение состояния здоровья школьников к концу учебного года ставят вопрос о необходимости принятия мер и проведения комплекса оздоровительных и корригирующих мероприятий на протяжении учебного года учащимся непосредственно на базе образовательного учреждения.

Основные принципы организации коррекционно-оздоровительной работы в образовательном учреждении нового вида:

— преимущественное использование немедикаментозных средств, направленных на снижение эмоционального напряжения и повышение защитных сил организма учащегося;

применение комплекса мероприятий с учетом особенностей состояния здоровья школьников, структуры учебного гола, экологических и климатических условий и др.

На базе учреждения нового вида может быть организован оздоровительный центр, в котором могут проводиться занятия по лечебной физкультуре (коррекция нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия), витаминотерапия, фитотерапия, массаж, физиотерапия (электрофорез, магнитотерапия, локализованное УФ-облучение) и др. Для профилактики йододефицита у детей рекомендуется в питании школьников использовать иодированную соль.

Необходимое материальное обеспечение для проведения комплекса оздоровительных и корригирующих мероприятий представлено в приложении 1.

Положительный опыт оздоровления учащихся общеобразовательных школ, в том числе и школ нового вида, имеется в Научном центре охраны здоровья детей и подростков РАМН (Н.А.Ананьева, 1993 г.) и в Нижегородском НИИ детской гастроэнтерологии МЗ РФ (Е.П.Усанова, 1997; И.Э.Александрова, 1998).

Доказана оздоровительная эффективность курсового применения на протяжении учебного года биологически активных добавок, повышающих неспецифическую резистентность организма, обладающих адаптогенными свойствами; улучшающих обменные процессы и снижающих эмоциональное напряжение детей. С этой целью осенью и весной (ноябрь—декабрь, май) использовали напиток Витан-1, приготовленный на основе натуральных экстрактов из растительного сырья, содержащего в большом количестве ферменты антиокислительного действия, а также микроэлементы (цинк и медь); молочнокислый бифидумбактерин — в осенне-зимний период (октябрь); поливитаминный напиток «Золотой шар» (информационное письмо и инструкции «Профилактическая витаминизация детей дошкольных, школьных, лечебно-профилактических учреждений и в домашних условиях». Утв. МЗ РФ 18.02.94) — зимой (январь—февраль) в период подъема сезонной заболеваемости; аминокислоту глицин (методическое пособие «Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы», М., 1993) — в зимне-весенний период (февраль—март). По показаниям детям назначались лечебно-физкультурные комплексы, локализованное УФ-облучение, курсы фитотерапии, ингаляции, а также электрофорез, магнитотерапия, пневмомассаж (И.Э.Александрова, 1998).

Научным центром охраны здоровья детей и подростков РАМП для учащихся с начальными формами наиболее распространенных отклонений в здоровье, выявленных при осмотрах с использованием скрининг-тестов. разработаны и апробированы различные комплексы оздоровительных мероприятий.

Характер деятельности врачей-специалистов, медицинского персонала школы, а также степень участия педагогов и родителей при комплексном оздоровлении детей в школе представлены в таблице 2.

Комплексы оздоровительных мероприятий в школе могут быть различными в зависимости от условий и возможностей образовательного учреждения, экологической обстановки, особенностей состояния здоровья школьников, наличия хронических заболевай и и и другие.

Разработанная программа позволяет провести профилактические и оздоровительные мероприятия в условиях школы для детей с миопией, часто болеющих заболеваниями носоглотки, нарушениями опорно-двигательного аппарата, с заболеваниями органов пищеварения и почек (табл.2).

Результатом комплексного оздоровления учащихся является:

— снижение заболеваемости ОРВИ у часто болеющих с нарушениями и заболеваниями носоглотки в 4,0 раза (с сокращением продолжительности каждого случая заболевания в среднем на 2 дня);

— полная нормализация осанки и стопы у 60% детей, регулярно посещавших специальную медицинскую группу по физкультуре в школе (данные динамического ортопедического наблюдения);

— стойкая ремиссия у 94% учащихся с гастроэнтерологической патологией

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педиатрия
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
230 Kb
Скачали:
0