Детская онкология: смена эпох на рубеже тысячелетий. Специальность, востребованная временем

Страницы работы

Содержание работы

№ 47

Наука

Детская онкология: смена эпох на рубеже тысячелетий

Специальность, востребованная временем

В последние 10-15 лет проблемы детской онкологии довольно подробно освещаются в популярной и профессиональной печати. Но мы привыкли, что вести о достижениях в этой области приходят из специализированных институтов, а не из многопрофильных больниц.

Хирургия или педиатрия?

Отделение онкологии Российской детской клинической больницы было открыто в 1986 году - одним из первых в числе хирургических отделений. Это решение лежало в русле идеи создания универсальной многопрофильной педиатрической клиники - главной детской больницы России. До этого помощь детям со злокачественными опухолями оказывалась только в стенах специализированных институтов, главным из которых в те годы был НИИ детской онкологии Онкологического научного центра, и в детских отделениях онкодиспансеров областных и краевых центров.

Концентрация научных и практических сил, сосредоточенных на решении определенной важной проблемы, дает свои плоды, но лишь до поры, когда количество переходит в качество: успехи химиотерапии сделали излечимыми многие солидные опухоли у детей, к которым раньше и подступиться боялись. Но вместе с успехами эти узкоспециализированные учреждения столкнулись и с новой проблемой - невозможностью обеспечить полноценное современное лечение детей только силами одних онкологов.

Детская онкология в последние годы все больше становится подобной мощной звезде, вокруг которой "вращается" множество смежных дисциплин. Мало провести эффективное химиолучевое лечение и удалить опухоль, нужно еще и восстановить разрушенные опухолью анатомические структуры и нарушенные функции. Поэтому в современном лечении солидных опухолей у детей требуется участие самых разных специалистов, которых нет в узкоспециализированных институтах. В то же время это возможно в стенах многопрофильной больницы, такой как РДКБ. На различных этапах онколог привлекает тех "узких" специалистов, которые способны помочь разрешить проблемы, входящие в их компетенцию. Это нейрохирурги, совместно с которыми мы выполняем нейрохирургические этапы лечения, пластические и микрососудистые хирурги, участие которых необходимо при реконструктивных онкологических операциях, эндоскописты, специалисты по ЛФК и многие другие.

Последние 10 лет не утихает спор о том, к какой области медицины относится детская онкология - к хирургии или педиатрии. В решении этого вопроса прослеживается диалектика. При самых первых попытках лечения злокачественных опухолей как у взрослых, так и у детей использовался только хирургический метод - других раньше просто не было. Известные врачам еще со студенческой скамьи особенности злокачественных опухолей (инвазивный рост, способность давать метастазы) сводили на нет мастерство хирургов прошлого, поэтому в минувшие десятилетия рак был практически неизлечим. Немного к мизерному проценту выживаемости добавила и лучевая терапия - метод эффективный, но действующий лишь в месте приложения: вне поля облучения ничто не препятствует развитию опухолевых метастазов. Появление и развитие химиотерапии совершило революцию в онкологии, причем наибольшие сдвиги произошли именно в детской практике. Причина - особенности биологии типичных в детском возрасте сарком, лучше поддающихся химиотерапии, чем рак у взрослых.

Между тем длительное время хирургические подходы к лечению солидных опухолей у детей оставались неизменными, а прогресс шел за счет успехов химиотерапии. Это дало повод некоторым химиотерапевтам заявить, что со временем от хирургического этапа в лечении злокачественных опухолей у детей можно будет отказаться и что между лечением солидных опухолей и гемобластозов нет принципиальной разницы.

Казалось бы, что в этом плохого? Ведь лучшая операция - это та, которую ненужно делать. Кроме того, во многих ведущих зарубежных центрах лечение онкологического больного - прерогатива химиотерапевта, который сам решает, когда и какая нужна ребенку операция, и приглашает в зависимости от этого хирурга нужной специальности.

Но отечественная медицина развивается не первое столетие и за это время сумела встать в ряд наиболее передовых медицинских школ мира. Мы имеем право на свои собственные медицинские традиции - конечно, если они основаны на знаниях и опыте и практикой доказали свою правоту. Когда мы творчески, а не школярски перенимаем чужой опыт и нарабатываем свой, у нас появляются достижения, подобные, например работам Николая Ивановича Пирогова, тщательнейшим образом усвоившего немецкие школы анатомии и хирургии, а уже через несколько лет создавшего свою школу топографической анатомии и оперативной хирургии, которая была сразу признана самой передовой в мире.

Медицина едина, и врач-онколог должен представлять себе весь план лечения больного. Здесь уместно вспомнить великого Парацельса, сурово порицавшего врачей, замыкавшихся внутри либо хирургии, либо терапии; сам Парацельс именовал себя "обеих медицин доктором". Если искусственно разделять лечение онкологического больного между хирургом и химиотерапевтом, может получиться, как в повести Василия Шукшина "Печки-лавочки", герой которой, колхозный механизатор, сетовал, что пашет поле один, сеет другой, урожай убирает третий: все вроде все делают правильно, а в амбарах пусто.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педиатрия
Тип:
Статьи
Размер файла:
49 Kb
Скачали:
0