Иконы на Руси. Порождение русского национального сознания. Иконография новгородских святых

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ДОКЛАД

Икона- живописное  изображение  божества   или  святого, являющегося предметом  религиозного  почитания. В средневековье икона была одной из наиболее распространенных форм живописи.

Икону можно рассматривать как источник исторического знания, а с другой стороны как художественное произведение.

Как источник исторического знания она отражает образ мышления создавшего ее автора, а в конечном счете всего общества.

В иконе можно видеть элементы быта , одежду, архитектуру. Но эта роль все-таки достаточно скромная.

Нас в данном докладе  интересует икона как произведение древнерусской живописи.

В первые широкая публика по-настоящему поняла красоту древнерусской живописи только в 1913 году, когда в Москве была устроена «Выставка древнерусского искусства»...

...у посетителей выставки как бы внезапно спала с глаз пелена, застилавшая подлинный лик русской иконописи. Вместо темных, мрачных, покрытых толстым слоем олифы икон они увидели прекраснейшие памятники станковой живописи, которые могли бы оказать честь любому народу. Эти памятники горели яркими, как самоцветные каменья, красками, полыхали пламенем киновари, ласкали глаз тончайшими оттенками нежных розовых, фиолетовых и золотисто-желтых цветов, приковывали к себе внимание невиданной красотой белоснежных и голубых тонов. И сразу же всем стало очевидно, что это искусство не было ни аскетическим, ни суровым, ни фанатичным. Что в нем ярко отразилось живое народное творчество. Что оно перекликается своей просветленностью и какой-то особой ясностью в строе своих форм с античной живописью. Что его следует рассматривать как одно из самых совершенных проявлений русского гения.

Икона писалась на липовых досках, доска пропитывалась  левкасом , затем левкас расписывался темперой.

Использовали такие краски как  киловарь- красный ,золото ,охра ,изумрудная зелень,       лепись- лазурь.

. Краска — это подлинная душа русской иконописи XV века. Когда мы видим икону в одноцветном  воспроизведении, она утрачивает значительную долю своего очарования. Цвет был для русского иконописца тем средством, которое позволяло ему выразить тончайшие  эмоциональные оттенки. С помощью цвета он сумел достигать и выражения силы, выражения особой нежности, цвет помог ему окружить поэтическим ореолом христианскую легенду, цвет делал его искусство настолько прекрасным, что трудно было не поддаться его обаянию. Он упивался красотой ее чистых, беспримесных цветов, которые он давал в изумительных по своей тонкости сочетаниях; он любил и пламенную киноварь, и сияющее золото, и золотистую охру, и изумрудную зелень, и чистые, как подснежник, белые тона, и ослепительную ляпис-лазурь, и нежные оттенки розового, фиолетового, лилового и серебристо-зеленого. Он доводит цвет до его предельного напряжения, прибегая то к резким контрастным противопоставлениям, то к тонко сгармонированным  красочным аккордам.

К нам икона пришла из Византии с принятием христианства на Руси . Первые иконы были из Византии, затем появились иконы русских мастеров, которые создавались под влиянием  византийской живописи.

Постепенно появлялось свое в иконе  отличное от Византии.

1.Русская икона поражает интенсивностью отдельно взятого цвета, как лучшие примеры античной стенной живописи. Но в то время, как немногие известные нам примеры этой живописи не идут далее красоты изолированного цвета, русская живопись достигает поразительной красоты в соединении нескольких цветов. Соединение это достигается не с помощью перехода от одного цвета к другому, а с помощью решительного сопоставления. Мы встречаемся здесь, таким образом, с живописным принципом, отличным от того, к которому приучила нас западноевропейская живопись. Древнерусская живопись построена не на сочетании тонов, а на сочетании цветов. Про старую русскую живопись можно сказать она однотонна и многоцветна. По чувству одного общего тона это все-таки живопись, а не раскраска и расцветка, равносильная миниатюрам средневековых рукописей. Это живопись в понятии, не всегда отвечающем понятиям западноевропейской живописи Возрождения, в понятии новом для нас, впервые встречающих ее возврат из долгого забвения, и в то же время, быть может, в понятии древнем, как сама эллинская культура.

2. В русской иконе поражает своеобразное сочетание отвлеченности замысла с большой эмоциональностью. Русский иконописец пренебрегает третьим измерением, он не пользуется

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
История
Тип:
Доклады
Размер файла:
52 Kb
Скачали:
0