Влияние состояния здоровья на появление школьной тревоги

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы тревожности в мировой психологической науке изучаются давно. Но в отечественной психологии исследования по данной проблеме достаточно редки и носят разрозненный и фрагментарный характер. И только в последнее десятилетие интерес отечественных психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резким изменением в жизни общества, которые вызывают переживания эмоциональной напряженности. Поэтому проблемы тревожности на данный момент очень актуальны и требуют дальнейшего изучения. Изучение тревожности на разных этапах детства важно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека, становления эмоционально-личностных образований.

Проблемы тревожности впервые отметил в 1926 году 3.Фрейд в своей книге « Торможение. Симптом. Тревожность» [у нас книга издана под названием «Страх»]. З.Фрейд определял тревожность как неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом опасности. Содержание тревожности - переживание неопределенности и чувства беспомощности. З.Фрейд определял три основных вида тревожности у детей: объективная тревожность, боязнь Супер-Эго, страх перед силой. К.Хорни в своей концепции выделила базальную тревогу, которая развивается на основе чувства одиночества, беспомощности и заброшенности во враждебном окружении. Если в отношениях с родителями разрушается ощущение безопасности у ребенка, то это приводит к базальной тревоге. Для детства характерны две потребности: в удовлетворении [пище, сне] и безопасности. В культурно-исторической концепции Л.С.Выготского и базирующейся на ней теории личностного развития Л.И.Божович говорится, что тревожность как личностное образование проходит такой путь развития: наличие конфликта в сфере «Я» ведет к неудовлетворению потребностей, эта напряженность и порождает состояние тревоги. В дальнейшем происходит ее закрепление, и она, становясь самостоятельным образованием, приобретает собственную логику развития. Обладая побудительной силой, она начинает выполнять функции мотивации общения, побуждения к успеху и т. д., т. е. занимает место ведущих личностных образований. По данной проблеме хочется отметить работу Г.С.Салливена «Интерперсональная теория психиатрии». Понятие тревожности Г.С.Салливен считал фундаментальным для своей теории. Порождается тревожность: неудовлетворением потребностей, вызывающим нарушение биологического равновесия [например, напряжение младенца, вызванное неудовлетворением потребностей, индуцируется матери и переживается ею как нежность; «первичная тревога» может быть заимствована от матери]; нарушением межличностной надежности [это подчеркивала в своих работах и К.Хорни]. Основной источник тревожности - неодобрение значимых людей! Отсюда появляется потребность в избегании или устранении тревожности, т. е. потребность в межличностной надежности и безопасности. Интересны исследования по проблемам тревожности А. М. Прихожан, которые предполагают, что в основе тревожности как устойчивого образования лежит неудовлетворение ведущих социогенных потребностей, прежде всего потребностей «Я». Особый интерес представляют работы Н.В.Имедадзе [1966], Р.Люшера [1976], характеризующие связь тревожности с неудовлетворением ведущих потребностей, поскольку это едва ли не самое важное следствие внутриличностного конфликта. В исследованиях Ф.Б.Березина [1988] рассматриваются явления тревожного ряда.                    Ю. Л. Ханина [1980] говорит о « зоне оптимального функционирования» как основы для понимания влияния тревожности на деятельность.                                  В исследованиях о проявлениях тревожности в разные периоды детства            А.И. Захарова [1988], И.Р. Кисловской [1972], Б. И. Кочубей и                                  Е. С. Новиковой [1988 ] отмечается, что тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства и рассматривается как показатель « преневротического состояния». В исследованиях Ю. А. Александровского [1993], В.А.Ананьева [1989] говорится о роли тревожности в возникновении неврозов и психосоматических расстройств, в том числе и у детей.                           В последнее десятилетие   изучение влияния тревожности на развитие личности очень актуально во всём мире, т.к. по данным экспертов Всемирной организации здравоохранения [1979 ] нарушения психического здоровья детей связаны с соматическими заболеваниями   и с возросшими различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику. У детей повышается тревожность,  что является основной причиной возникновения невротических реакций, неврозов, деструкции. Невротическим состояниям предшествуют беспокойство, повышенная тревожность, ранимость. Современными психологами отмечается возрастание школьной тревожности, о чём свидетельствуют специальные экспериментальные исследования. Так, по данным исследований, количество детей 1-3 классов с устойчивой тревожностью в 1983 году составляло 16%, что соответствует норме количества тревожных людей за рубежом и в нашей стране [она равна 15%], а в 1993 году - 75%,т.е. увеличилась в 5 раз. [Исследования проводила группа психологов под руководством

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Дипломы, ГОСы
Размер файла:
142 Kb
Скачали:
0