Влияние эмоциональной тревожности ребенка младшего школьного возраста на его статусное положение в группе

Страницы работы

Фрагмент текста работы

                    Министерство образования и науки Украины

           Севастопольский городской гуманитарный университет

                                                                      Кафедра психологии

Влияние эмоциональной тревожности ребенка младшего                          школьного возраста на его статусное положение в группе

                                         Курсовая работа по психологии                                                                                               Студентки 5 курса психолого-педа-                                                     гогического факультета, гр. ПМ-5з

                                                 Научный руководитель: старший                 преподаватель

                                   Севастополь, 2005 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДНИЕ……………………………………………………….………….3

ГЛАВА -1. Теоретические основы влияния эмоционального

 состояния тревожности ребенка на его статус в  учебной группе

1.1. Сущность тревожности как эмоционального состояния…………..6

1.2. Причины возникновения  и особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста……………………………………….…9

1.3. Особенности  развития  самооценки  у  детей  младшего  школьного

возраста…………………………………..…………………………………... ..15

1.4. Особенности  развития  самооценки  у  детей  младшего  школьного

возраста………………………………………...………………………..19

ГЛАВА – II. Экспериментальное исследование влияния эмоциональной тревожности ребенка на его статус в ученическом коллективе

2.1. Исследование эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста…………………………………………………… ..23

2.2. Исследование межличностных отношений и статуса учащихся второго класса начальной школы……………………………………... 43      

2.3.Зависимость социального статуса учащихся в классе от  уровня эмоциональной тревожности…………………………………………..  52

Выводы и рекомендации……………………………………………….54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….57

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..58

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….61

В В Е Д Е Н И Е

Полноценное гармоничное развитие личности ребенка – будущего гражданина Украины - является одной из важнейших задач современной общеобразовательной школы. Эмоциональное состояние ребенка, его самооценка, социальный статус в ученическом коллективе рассматриваются учеными Л.С. Выготским [4], А.И. Захаровым [8], В.А. Кожевниковой [10],  как важнейшие психологические факторы, от которых зависят успешность его адаптации в социальной среде, отношения: к себе, к учебной деятельности, к социуму и которые влияют на содержание социализации его личности

С точки зрения А.М. Руденского, социальный статус во многом определяет «сферу личностного развития индивида», его социальные роли, «Я-образ» и «Я-концепцию» [25, С. 59]. Лидеры и предпочитаемые, по мнению В.С. Аванесова, не только чувствуют себя  принятыми, одобряемыми и более защищенными в социальной среде, но и обладают мощным мотивационным потенциалом  в достижении результатов во всех значимых сферах жизнедеятельности. Аутсайдеры, наоборот, чувствуют себя неуверенно. Мотивация к просоциальной самореализации у них невысока [27, С. 101].

Изучая аффективные состояния детей, психологи (П.М. Якобсон [30], А.И. Захаров [8] и др.) пришли к выводу об их комплексном влиянии на когнитивную и поведенческую сферу, на характер взаимоотношений с окружающими их людьми. Именно эмоциональная сфера ребенка в первые годы обучения в школе в наибольшей степени подвержена интенсивным нагрузкам. Не случайно достаточно широко в педагогической среде известен феномен школьной тревожности, которая деструктивно влияет на развитие ребенка. В этой связи, рассматриваемая нами тема исследования - влияние эмоциональной тревожности ребенка младшего школьного возраста на его статус в учебной группе - приобретает особую злободневность. 

Актуальность темы нашего научного исследования вытекает из противоречия между потребностью начальной школы в гармонично развитых, активных и социально адаптированных учащихся с одной стороны и ростом числа детей, имеющих высокий уровень эмоциональной тревожности, затрудняющей социализацию личности – с другой. Последнее обусловливает необходимость изучения влияния негативных эмоций, в том числе тревожности, на положение ребенка в статусной иерархии межличностных отношений ученического коллектива. Анализ научной литературы свидетельствует о недостаточной разработанности рассматриваемой нами темы.

Объект исследования: социальный статус учащихся младших классов в ученическом коллективе класса.

Предмет исследования: зависимость социального статуса ребенка младшего школьного возраста в  коллективе класса от   уровня личностной тревожности.

Цель: определить степень влияния эмоциональной тревожности  ребенка младшего школьного возраста на его статусное положение в ученическом коллективе.

Гипотеза: мы предполагаем, что  учащиеся начальных классов с высоким уровнем тревожности имеют низкий социальный статус в коллективе класса.

Задачи исследования:

1)  Определить феноменологию тревожности и особенности ее проявления у детей младшего школьного возраста;

2)  Установить основные причины проявления повышенной тревожности у учащихся начальной школы;

3)  Исследовать  статусную иерархию учащихся младших классов в структуре межличностных отношений ученического коллектива;           

4)  Установить зависимость между  уровнем тревожности ребенка

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
519 Kb
Скачали:
0