Особенности эмоциональной сферы первоклассников с задержкой психического развития

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

                    Севастопольский городской гуманитарный университет

Психолого-педагогический факультет

                                                           Кафедра психологии

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Особенности эмоциональной сферы первоклассников с задержкой

психического развития

Выполнила: студентка гр. ПМ- 52 з 

Научный руководитель: препода -             ватель кафедры психологии

       

Севастополь, 20005 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………….3

          Глава -1. Теоретические основы проблемы эмоционального развития детей с ЗПР

1.1.Проблема психического развития детей младшего школьного возраста в научных исследованиях………………………………………………….…..6

1.2.  Своеобразие  психического развития детей с ЗПР…………………14

1.3. Особенности  эмоциональной сферы первоклассников с ЗПР…..…25

Глава -2. Психологическое сопровождение учащихся первых классов с ЗПР

2.1. Характеристика методов исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с ЗПР……………………………….. ………..29  

2.2. Факторы, влияющие на состояние эмоциональной сферы первоклассников с ЗПР…………………………………………………………………….36

Заключение………………………………………………………………48

Литература ………………………………………………………………50

В В Е Д Е Н И Е

В последние годы становится довольно острой проблема образования детей с задержкой психического развития. Такие дети отстают в учебе, болезненно реагируют на предъявляемые к ним требования учителей, затрудняют проведение учебных занятий, так как требуют индивидуального подхода и большего внимания со стороны педагога. Многие педагоги  не любят таких детей, не скрывают своей досады к ним и родители. Вместе с тем это нормальные дети, которые при успешной социализации могут достаточно продуктивно трудиться и достигать успехов.

На наш взгляд педагоги мало задумываются о том, что же в конечном итоге происходит с такими ребятами. Не имея больших успехов в учебе, неся на себе клеймо ЗПР, получая бесконечные замечания за свое поведение и отношение к учебе в школе и дома, они, вслед за учителями, считают себя совершенно никчемными, абсолютно неисправимыми, постепенно свыкаясь с этой мыслью. В результате складываются условия для трансформации в психопатическую личность с деликвентным или девиантным поведением.

Правильное и своевременное распознавание причин и затруднений ученика в процессе обучения, вызванных  задержкой его психического развития, позволяет психологу наметить  вместе с педагогами эффективные меры индивидуального педагогического подхода к такому ученику в школе и семье и психокоррекционную программу для него. На этой основе может быть достигнута коррекция состояния ученика и преодолена его неуспеваемость в школе, повышен социальный статус. Каждому, кто воспитывает и обучает детей, всегда нужно помнить слова великого русского ученого И.П. Павлова: «… ничто не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия» [32; 188].

Актуальность рассматриваемой нами темы заключается в том, что психологи и педагоги школ испытывают существенный дефицит в методических рекомендациях и практических разработках, содержащих в себе  четкий диагностический инструментарий и  методик по психологической коррекции и раннему выявлению детей с задержкой психического развития.

Объект исследования:  особенности эмоциональной сферы учащихся первых классов с задержкой психического развития

Предмет исследования: развитие эмоциональной сферы  первоклассников с ЗПР

Цель исследования: выявление  проблем эмоционального развития учащихся первых классов с ЗПР.

Задачи исследования:

1. На основе  анализ научной психологической литературы  определить  сущность понятия «дети с задержкой психического развития» и установить симптомокомплексы ЗПР.

2. Установить особенности развития эмоциональной сферы первоклассников с ЗПР

3. Выявить факторы негативного влияния на эмоциональную сферу детей с задержкой психического развития.

4.  Подобрать и обосновать комплекс эффективных диагностических методик для выявления ЗПР у первоклассников.

Методологической и теоретической основами нашего исследования послужили:

- принцип связи сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев [19]);

- принцип связи социального и индивидуального в психике человека

(С.Л. Рубинштейн [28], К.А. Абдульханова-Славская [3]);

- основные положения концепции об объективности субъективного   (С.Л. Рубинштейн [28]);

- положения о психологических особенностях нарушений и отклонений психического развития, разработанные А.В. Выготским [11], А.Р. Лурия [20],            М.С. Певзнером, Т.А. Власовой [8].

В настоящей курсовой работе нами были использованы такие методы и методики научного исследования как: анализ научной литературы, тестирование, анкетирование, беседа, проективные методики, наблюдение.

Констатирующий эксперимент проводился на базе  1 «В» класса

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
382 Kb
Скачали:
0