Разработка комплекса занятий по психокоррекции эмоциональных состояний детей младшего подросткового возраста методом серийного рисования

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                                                                             Кафедра психологии

                                           ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…..…………………………………………………………………3

ГЛАВА - 1. Теоретические основы психологической коррекции эмоциональных состояний детей средствами изобразительной деятельности

1.1.  Сущность, виды и методы психологической коррекции эмоциональной сферы ребенка…….………………………………………………………… 8

1.2.  Психокоррекционные и психотерапевтические возможности рисования в психологической литературе…..…………………………………………..26

1.3.  Своеобразие серийного рисования как средства психологической коррекции эмоциональной сферы ребенка…..……………………………………35

ГЛАВА – 2. Содержание и методика экспериментальной работы

2.1. Исследование эмоциональных нарушений у младших подростков……….43

2.2.Разработка метода серийного рисования…………………………………… .59

2.2. Экспериментальная апробация метода серийного рисования …………….

2.3. Анализ результатов исследования…………………………………………..

2.4. Методические рекомендации практическому психологу по применению метода серийного рисования в психокоррекции эмоциональной сферы ребенка….

Заключение………………………………………………………….

Литература……………………………………………………………

Приложения…………………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Психокоррекция эмоциональных состояний ребенка, безусловно, является важным, но достаточно сложным направлением работы психолога, так как предполагает владение  знаниями и практическими умениями в области психодиагностики, психологического консультирования и  психотерапии.  Теоретически речь идет о разных сферах деятельности психолога, но на практике психокоррекция немыслима без психодиагностики, которая не только предваряет коррекционную работу, но и  осуществляется по ее ходу  в виде наблюдений, анализа моделируемых ситуаций и продуктов деятельности, бесед и т.п. Коммуникация между психологом и ребенком в процессе коррекционной работы обязательно содержит элементы психологического консультирования. В коррекции психических состояний психологи нередко пользуются психотерапевтическими методами и техниками.

Собственно говоря, сама коррекция психических состояний является результатом совокупного влияния: деятельности, осуществляемой самим пациентом под руководством психолога; информации коммуникатора на когнитивную систему и чувства реципиента, вызывающего психотерапевтический эффект; рекомендаций психолога (консультирование), которые возымеют должный эффект через некоторое время; других форм воздействия.

Неслучайно ученые-психологи [5, 10, 15, 22, 34] указывают на эффективность таких форм, методов и средств работы с пациентом, которые объективно обусловливают оптимальное сочетание различных психокоррекционных или психотерапевтических факторов воздействия на его разум и чувства. Так, например, у трудных пациентов по мнению С. Габель [14, С.4] часто возникают  проблемы с вербальным контактом во время терапии. Всевозможные техники «воображения», «проекции» и «визуализации», созданные специально для диагностики, установления контакта и лечения пациентов, у которых существуют проблемы с самовыражением при помощи слов или другим способом, могут дать  точную вербальную информацию и полный доступ ко всем аспектам личности в ходе коррекционной или психотерапевтической работы. В этой связи перед психологом раскрываются   широчайшие возможности графических методов и, особенно, серийного рисования в диагностической и коррекционной работе.

За сравнительно недолгую историю графических методов, применяемых с целью исследования индивидуально-психологических особенностей человека, разработано множество специальных приемов и процедур, вошедших в число классических диагностических средств.

Широко известны  тесты «Пиктограмма» А.Р. Лурия, С.Я. Рубинштейна. Г.В. Биренбаум, Б.Г. Херсонского,  «Рисунок человека» Ф. Гудинаф, Д. Харрис, «Дерево» К. Коха, «Рисунок семьи» В. Вульфа, «Дом-дерево - человек» Д. Бука и их модификации В. Хьюлс, А.И. Захарова, Л. Корман,  Г.Т. Хоментаускас, Е.Т. Соколовой и др.

Графические методы, относясь к классу проективных, дают человеку возможность самому проецировать реальность и по своему интерпретировать ее. Поэтому полученный результат, по мнению Е.С. Романовой [35,C.5], в значительной мере несет на себе отпечаток личности: ее настроения, состояния, чувства, особенности представления, отношения и т.д. Это создает благоприятные условия для использования рисования в психотерапевтической и психокоррекционной работе.

Однако при всем разнообразии методов, в целом получивших название графических, их возможности еще недостаточно широко раскрыты. С одной стороны, в практической сфере используется незначительное количество вариантов заданий и тем изображения, а с другой – отсутствует внимание к проверке их на валидность, надежность получаемых данных и интерпретаций.

В каждом графическом изображении, которое можно рассматривать как невербальное сообщение для другого, остается что-то специфически  индивидуальное. И трудность методической задачи состоит в том, чтобы максимально контрастно выделить то, что принадлежит автору изображения, отчленив его от того, что составляет нормативную, «неавторскую» сторону изображения – канву стандартной ситуации, влияние стандартов задания, содержание общего смысла сообщения и т.п. Но это весьма трудно сделать, поскольку в субъективном графическом продукте воедино слиты и выражаются совместно, с одной стороны, -  смысл (сообщение), отношение автора, его способности, а с другой – ограничения на это выражение со стороны культуры (норм графики), материала изображения, структуры графического задания (дом, дерево, человек и т.п.) и, наконец, возраста человека (например, специфических этапов развития графических умений и навыков ребенка).

За многими достоинствами графических методов в диагностике,  коррекции и терапии (простотой, доступностью их применения, значительным интересом к ним пациентов и др.) стоят высокие требования к специалисту – психологу, использующему их. Необходима длительная практика, чрезвычайная осторожность в интерпретации, умение правильно формировать сложный комплекс диагностических и психокоррекционных  методик, рационально сочетать их с другими методами и приемами работы.

Вышеизложенные рассуждения позволили обосновать актуальность

Похожие материалы

Информация о работе