Психологическая коррекция тревожности у женщин в период беременности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ   УКРАИНЫ

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ  ГОРОДСКОЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра психологии

                                            ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Психологическая коррекция тревожности у женщин в период беременности

Студентки 6 курса, гр. ПМ-6

Научный руководитель: старший преподаватель

Севастополь, 2005

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение…………………………………………………………………………..

Глава- 1. Психологические особенности эмоционального состояния

                   беременных женщин……………………………………………………….

1.1.  Эмоциональное состояние беременной женщины как проблема

             перинатальной психологии…………………………………………………

1.2.  Психическое состояние женщины в разные периоды беременности…..

1.3.  Причины, способствующие возникновению тревожности и формы ее проявления у беременных женщин…………………………………………..

1.4.  Влияние негативных эмоциональных переживаний беременной женщины на развитие ребенка в пренатальный период……………………

Глава-2. Профилактика и коррекция тревожности у беременных женщин

2.1. Диагностика уровня тревожности у женщин в период беременности……

2.2. Содержание программы коррекции тревожности у женщин разных периодов беременности…………………………………………………………………

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………………..

Заключение………………………………………………………………………..

     Литература………………………………………………………………………..

     Приложения………………………………………………………………………

                                                           ВВЕДЕНИЕ

Проблема материнства – одна из наиболее сложных и малоразработанных областей современной науки. Вместе  с тем от психологического и физического здоровья женщины-матери зачастую непосредственно зависит здоровье будущего поколения, благополучие в семье, счастье супругов и многое другое.

Материнство сегодня изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. В психологии оно  начало активно исследоваться в различных аспектах, психологических школах и направлениях. Данной проблеме посвящены работы Н.Н. Авдеевой [], А.С. Батуева [], А. Бертина [],  А.М. Фонарева [], В.В. Маршакова [], Т.С. Качалиной, Е.В. Третьяковой, О.М. Стрельниковой [], Т.Т. Сорокиной []  и других ученых. Различные аспекты материнского поведения затрагиваются в психологии личности, в детской и педагогической психологии []. Зарубежные исследования в области материнства и смежных проблем, в противовес отечественным, отличаются чрезвычайной обширностью, разнонаправленностью концепций и подходов […..] .

В последние годы появился интерес к комплексному, междисциплинарному изучению материнства […..]. Авторы выделяют более 700 факторов, представленных в 46 шкалах, характеризующих адаптацию женщины к беременности и раннему периоду материнства, включающих историю жизни женщины, ее семейное, социальное положение, личностные качества, связь с особенностями развития ребенка […С.5]. Все это говорит о чрезвычайной сложности и многогранности рассматриваемой проблемы.

Основным выводом, сделанным вышеизложенными авторами, является, во-первых, констатация необходимости активизации психологических исследований материнства как целостного явления и, во-вторых, отсутствие адекватного подхода и теоретической концепции для осуществления такого исследования. Актуальность целостного психологического подхода к изучению материнства подкрепляется тем, что, несмотря на современные достижения в области медицины, физиологии, гинекологии и акушерства, повышения научного и технического уровня родовспоможения и неонатальных практик, психологические проблемы материнства и раннего детства не уменьшаются.

Необходимость изучения психологии материнства и подготовки специалистов в этой области обусловлена также бурным развитием отрасли психологической практики, как психологическая помощь матери иребенку, включая младенчество и пренатальный период. Вторжение процессов осознания в область интимных отношений матери с ребенком, изначально регулируемых филогенетически ранними неосознаваемыми механизмами, требует тщательной научной рефлексии как самих этих взаимоотношений, так и способов вмешательства в них в целях диагностики, психологической коррекции и профилактики. Особенно это касается Украины, где активно развивающийся социальный запрос на такого рода психологические услуги сталкивается с полным отсутствием теоретического, методического и организационного обеспечения.

Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяет говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.

Кроме того,  экономическая, политическая и социальная нестабильность нашего общества является  существенным негативным стрессогенным фактором, непосредственно и опосредованно влияющим на повышение тревожности граждан Украины и, особенно, беременных женщин. Неуверенность в завтрашнем дне, низкий уровень медицинского обслуживания, слабый материальный базис и многое другое делает женщину  уязвимой и менее защищенной в социальной среде. 

Исходя из вышеизложенного можно утверждать, что актуальность исследования рассматриваемой нами темы  дипломной работы продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей, лавинообразным увеличением числа сиротеющих детей при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребенком и неразработанностью программ социальной и психологической помощи семье и, в первую очередь, женщине.       

Объектом нашего исследования является эмоциональное состояние женщины в период беременности.

Предметом исследования -  содержание и методы деятельности практического психолога по коррекции состояний тревожности у беременных женщин.

Цель исследования – разработать и апробировать программу психологического тренинга, направленного на коррекцию эмоциональной тревожности у Беременных женщин.

Гипотеза исследования: Если в программу психологического сопровождения беременных женщин включить тренинг, содержащий комплекс методик по психологической саморегуляции, то уровень их тревожности снизится до нормы.               

          Задачи исследования:

1. Определить степень разрботанности теоретических основ  материнства в психологии

2.  Выявить психологические особенности эмоционального состояния

Похожие материалы

Информация о работе