Развитие коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья с помощью занятий с элементами театрализованной деятельности, страница 2

4. Дополнительные занятия с элементами театрализованной деятельности у младших школьников с ОВЗ оказывают значимое влияние на развитие у обучающихся таких коммуникативных умений, как контактность, владение элементарными средствами общения, умение выразить своё мнение по поводу объекта общения.

Модель исследования

Критерии и уровни развития коммуникативных умений у младших школьников

Полученные данные по методике КОС Б.А. Федоришина

Распределение учащихся 1 «А» и 1 «Б» классов по уровням развития коммуникативных и организаторских склонностей

Распределение учащихся 3 «А» и 3 «Б» классов по уровням развития коммуникативных и организаторских склонностей

Распределение учащихся 1 «В» класса по уровням развития коммуникативных и организаторских склонностей

Распределение учащихся 3 «В» класса по уровням развития коммуникативных и организаторских склонностей

Данные по «Методике изучения общительности как характеристики личности» М.В. Гамезо, В.С.Герасимовой и Л.М. Орловой

Распределение учащихся 3 «А» и 3 «Б» классов по уровням развития общительности

Распределение учащихся 1 «А» и 1 «Б» классов по уровням развития общительности

Распределение учащихся 1 «В» класса по уровням развития общительности

Распределение учащихся 3 «В» класса по уровням развития общительности

Полученные данные по «Методике «Кто прав?»

Распределение учащихся 3 «А» и 3 «Б» классов по уровням коммуникативных умений

Распределение учащихся 1 «А» и 1 «Б» классов по уровням коммуникативных умений

Распределение учащихся 1 «В» класса по уровням коммуникативных умений

Распределение учащихся 3 «В» класса по уровням коммуникативных умений

Программа развития коммуникативных умений c элементами театрализованной деятельности

Цели и задачи программы Основная: развитие коммуникативных умений учащихся 1, 3 классов, раскрытие индивидуальности, развитие речи младших школьников. Основными принципами работы являются: учёт возрастных особенностей, доступность, последовательность, системность, эффективность, личностно-ориентированный подход, сочетание индивидуальной и коллективной форм работы. Методы работы Методы обмена информацией (повествование, объяснение, диалог, доказательство, рассказ, рассуждение, беседа). Методы организации деятельности (состязание, показ примеров и образцов, создание ситуации успеха, перспектива); Методы стимулирования и мотивации (игры, соревнования, познавательные беседы, создание ситуации успеха и эмоционально – нравственных ситуаций, творческие задания, убеждение, требование, поощрение, порицание, поручение). Формы работы Основной формой организации учебного процесса является учебное занятие, а также индивидуальная, групповая и коллективная работы, работа в парах, занятие – сказка, конкурс, игры на внимание, игры на фантазию и массовые мероприятия. Формы организации занятий: учебное занятие, театрализованное занятие, открытое занятие, участие в массовых мероприятиях. Особенности организации образовательного процесса Программа рассчитана на 3 месяца обучения для детей 7-9 лет, в группе 7–12 человек. Дети занимаются 2 раза в неделю по 1 часу.

Учебно-тематический план 1 класс

Учебно-тематический план 3 класс

Полученные данные по методике КОС Б.А. Федоришина

Распределение учащихся 1 «А» и 1 «Б» классов по уровням развития коммуникативных и организаторских склонностей

Распределение учащихся 3 «А» и 3 «Б» классов по уровням развития коммуникативных и организаторских склонностей

Распределение учащихся 1 «В» класса по уровням развития коммуникативных и организаторских склонностей

Распределение учащихся 3 «В» класса по уровням развития коммуникативных и организаторских склонностей

Данные по «Методике изучения общительности как характеристики личности» М.В. Гамезо, В.С.Герасимовой и Л.М. Орловой

Распределение учащихся 3 «А» и 3 «Б» классов по уровням развития общительности

Распределение учащихся 1 «А» и 1 «Б» классов по уровням развития общительности

Распределение учащихся 1 «В» класса по уровням развития общительности

Распределение учащихся 3 «В» класса по уровням развития общительности

Полученные данные по «Методике «Кто прав?»

Распределение учащихся 3 «А» и 3 «Б» классов по уровням коммуникативных умений

Распределение учащихся 1 «А» и 1 «Б» классов по уровням коммуникативных умений

Распределение учащихся 1 «В» класса по уровням коммуникативных умений

Распределение учащихся 3 «В» класса по уровням коммуникативных умений

Теоретическая значимость исследования:

В результате исследования была подтверждена концепция о возможности развития коммуникативных умений элементами театрализованной деятельности. В научном исследовании уточнено представление «коммуникативные умения», раскрыта психологическая сущность коммуникативных задач детей с ограниченными возможностями здоровья, выявлены факторы, влияющие на становление коммуникативных умений детей с ограниченными возможностями здоровья; выделены особенности становления коммуникативных умений детей с ограниченными возможностями здоровья; теоретически обоснована вероятность становления коммуникативных умений средствами театрализованной деятельности, теоретически обоснованы психолого-педагогические данные применения театрализованной деятельности, содействующие развитию коммуникативных умений детей с ограниченными возможностями здоровья.

Практическая значимость исследования:

Составленная в ходе исследования программа по развитию коммуникативных умений младших школьников с ОВЗ с элементами театрализованной деятельности используется в Краевом государственном бюджетном оздоровительном образовательного учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Железногорская санаторная школа». Материалы, результаты и выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, используются в учебно - воспитательном процессе, что дает положительный результат, чем подтверждает свою значимость. А также программа может быть предложена для использования в общеобразовательных учреждениях.

Спасибо за внимание!