Социальная функция воспитания его значение в развитии человека. Педагогические труды российских педагогов (Ушинский, Толстой)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

исходит из того, что развитие личности опр-ся мерой овладения обществен. опытом, основу кот. составляют З,УиН, применения их на практике, способы творч. деят-ти, мировоззренч. и морально-эстетич. идеи. Исходя из этого в педагогике разработана сист. научн. требований, кот. предъявляются к содерж. образов., его совершенствованию и обновлению. На всех ступенях образов. его содерж. должно: обеспечивать осущ-ия осн. цели воспит. – формиров. всесторонне и гармонично развитой личности; способствовать умственному развит., технич. обуч-ю, нравствен., эстетич. и физич. Воспит.уч-ся; включать в себя цикл естественно-матем., гуманитарных, общественно-полит. и эстетич. предметов; базироваться на строго научн. основе,  обновляться с учетом происходящих соц.-эконом. изменений в об-ве и развит. науки, техники и культуры и иметь гражданско-патриотич. направленность;строиться на предметной основе и соответствовать структуре и логич. Сист. логич. наук;раскрывать взаимосвязь м/д отдельн.учебными предметами; укреплять связь теории с практикой, с включением уч-ся в доступную для них трудовую деят-ть; соответствовать возрастным возможностям уч-ся;сочетаться с технич. Обуч. и способствовать професс-ой ориентации школьников.

24. Гос. образоват. стандарт и документы по опр. Содерж. Шк. обуч. И его внутр. стр .

К Гос. образов. стандартам относятся: учебные планы, уч. программы, учебники, учеб. пособия. Уч. план – это утверждаемый Министерством образов. РБ документ, в кот. Опр-ся состав учебн. предметов, изуч. в учебном заведении, порядок их изуч. и кол-во учебных часов, отводимых на изуч. кажд. предмета в кажд.  классе. В соврем. учебных планах изуч. в школе предметы делятся на 3 группы: предметы обязат. (базовый компонент), предметы по выбору уч-ся (диф-ый комп-т) и предметы вводящиеся советом школы (шк. Комп-т). Учеб. программа – это утвержд. МО РБ документ, в кот. раскрывается содерж. образов. по кажд.пред в кажд. классе и опр-ся сист. научных З, мировоззренч. и нрав.-эстетич. идей, а также практич.з,у,н, кот. необх. овладеть уч-ся. Истор. сложилось 2 принципа построения учебной программы: а) концентрический, б) линейный. При а) материал данной ступени обуч. в более усложненном виде изучается на послед. ступенях учебной работы. Сущность б) способа состоит в том, что материалом каждой послед. ступени обуч. явл. логич. продолжением того, что изучалось в предыд. классах. В учебниках и пособиях раскрывается конкретное содерж. программного материала по кажд. предмету и теме.

25. Сущность обуч. как пед. процесса,его важнейшие задачи и ф-ии. Понят З,УиН.

Обуч. – целенаправлен. пед. процесс организации и стимулир. акт. учебно-познават. деят-ти уч-ся по овладению З,УиН , развит.творч. способностей, мировоззрен. и нрав-эстетич. взглядов и убеждений. В кач-ве важн. задач обуч. выступают след.: 1) стимулир. познав. активности уч-ся; 2) организац.их учебно-познават. деят-ти по овладению З,УиН; 3) развитие мышления, сообразительности, памяти, творч. способностей и дарований; 4) формиров. научного мировоззрения и нравст.-эстетич. культуры; 5) выработка и совершенствование учебно-познават. УиН ; 6) формир. У самост. углублять и пополнять свои З (самообразование). З – поним., сохран. в памяти и умение свободно и логично воспроизвод. основн. факты науки и вытекающ.из них теор. положения. . У – владение способами применения усваиваемых З на практике. Н – составной эл-т У, как автоматизиров. действие, доведенное до выс. степени совершенства. Способность – развивающ.в процессе обуч. психич. св-ва личности, кот., с одной стороны, выступ. как рез--т ее акт. учебно-познават. деят-ти, а с др. – обусловливают высок. степень успешности этой деят-ти. Структурные компоненты обуч-я: целевой, потребностно-мотивацион., содержат., операционно-деятельный, эмоц.-волевой, контрольно-регулированный, оценочно-результативный.

26. Опр-е целевого и содерж. компонентов процесса обуч.

Цель обучения – прогнозирование его конечных результ-ов, того к чему должны стремиться педагог и уч-ся. Целевые установки обуч. делают для уч-ся понятными смысл, способы и направленность учебно-познават. деят-ти. В процессе обуч. решаются 3 группы взаимосвязанных целей: цели обучающие (овладение З,УиН); развивающ.(развитие мышления, памяти, творч. Способн.); воспитат. (овладение мировоззрен.и нрав.-эстет. идеями, формир. взглядов, убеждений). Учителю необх. четко представлять как общую целевую направленность обуч. по своему предмету, так и детально продумывать и опр-ть конкретные обучающ., развив. и воспитат. цели, кот. необх. добиваться на кажд. уроке. учителю, готовясь к занятиям, нужно тщательно продумывать их содерж., а именно: следует конкретизировать объем теор. положений, кот. необх .овладеть уч-ся; четко определять сист.  У. и Н, кот. следует выработать у уч-ся; опр-ть те идеи и морально-эстет. положения, овладение кот. должно способствовать формир. мировоззрения и нрав-ти уч-ся; при необх. обновления материала учебника ввести нов. факты, и необх. теор. уточнения; если материал учебника слишком обширен, надо его структурировать для более сжатого изложения.

27. Потребносто-мотивационный.

Овлад. изуч. материалом и развит. Уч-ся происходит только тогда, когда побуждаемые потребностями в учении они проявляют выс. учебно-познават. активность. Движ. силой учения и возбуждения потребности в овладении изуч. материалом явл. переживание уч-ся внутрен. Противореч. м/д З. и неЗ., м/д возникающ. у них познават. вопросами и проблемами и недостатком наличных З. для их реш. Для формирования у уч-ся потребности в учении необх.: создавать в процессе обуч. проблемные ситуации, для реш кот. необх.овладеть нов. З.; ставить познават. вопросы, решить кот. уч.-ся могут только изучив нов. материал; использ. демонстрацию учебно-наглядных пособий и технич. средств обуч., побуждать уч-ся к размышлению и осмыслению нов. З.; побуждать уч-ся к анализу излагаемых фактов и примеров по изуч. материалу и к формир. обобщ. выводов и теор. понятий. Большое влияние на формир. познават. активности уч-ся оказывает та общ. закономерность воспит., согласно кот. их учебная деят-ть стимулируется радостью достигаемых успехов в овладении З.. Если уч-ся начинает отставать и испытывает все возраст. сложности, то он часто совсем перестает заниматься. В этой связи Коменский писал, что учиться должно быть легко и приятно.

28. Сист. учебно-познават. действий уч-ся по овлад. Операционно-деяьельностный.

Научн. познание включает в себя след. Познават. действия: восприятие с помощью органов чувств изучаемых объектов; осмысление заключ. в них причин и следствий, и раскрытие в них сущности, формиров. теор. выводов, включение в сист. соответств. отрасли З. Указанные познават. действия осущ. и в сист. учебн. познания, с опред. Сист. этих действий включает в себя: первичное восприятие и осмысление изуч. материала; последующ. его более глубокое осмысление; запоминание изуч. материала; применение усвоенных З на практике; дальнейшее повторение, углубление и систематизация З, упрочнение У и Н, а также мировоззрен. и нрав. идей. Эти познават. действия тесно связаны м/д собой и осущ. в единстве, хотя на каждом этапе учебной работы на 1-ый план

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
278 Kb
Скачали:
0