Развитие школьного исторического образования в РБ в кон. 20 – нач. 21в.в. Система общего среднего образования

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1.  Развитие школьного исторического образования в РБ в кон. 20 – нач. 21в.в.

В 1990-е годы идет переработка всей системы образования в РБ. 29.10.1991г. принят закон «Аб адукацыі ў РБ». Вводилась единая непрерывная система образования, которая обеспечивалась согласованностью учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм обучения.

Система общего среднего образования включала в себя 3 ступени:

·  начальная школа (1-4 класс);

·  базовая школа (5-9 класс);

·  средняя школа (10-11 класс).

Учреждались различные типы школ:

·  с углубленным изучением предметов;

·  гимназии, лицеи;

·  обучение в базовых и средних школах заканчивалось экзаменами;

·  индивидуальные программы, внеклассные занятия.

Предусматривалось использование в обучении альтернативных учебников и учебных пособий. Учителям предоставлялось право на творческую инициативу.

19.03.2002г. закон «Об образовании» был принят в новой редакции. Предусматривалось единство и непрерывность основного образования, преемственность уровней образования, согласованность образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ.

В законе предусматривалось наличие учреждений образования, обеспечивающих образование на нескольких уровнях:

·  дошкольное (1-4 класс);

·  общее базовое (1-10 класс);

·   общее среднее (1-12 класс);

·  учебно-педагогический комплекс (детский сад, СШ);

·  проф.-тех. образование (проф. лицеи, высшие проф. училища, проф.-тех. колледжи);

·  среднее специальное образование (техникумы, колледжи, высшие проф. училища, высшие колледжи);

·  высшее образование – 2 ступени (бакалавриат и магистратура), классический университет, профильный университет (академия);

·  послевузовское образование – 2 ступени: кандидат наук (аспирантура, адъюнктура, асистентура, стажировка); доктор наук.


2.  Современная структура школьного исторического образования в РБ.

        19.03.2002г. закон «Об образовании» был принят в новой редакции. Предусматривалось единство и непрерывность основного образования, преемственность уровней образования, согласованность образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ.

В законе предусматривалось наличие учреждений образования, обеспечивающих образование на нескольких уровнях:

·  дошкольное (1-4 класс);

·  общее базовое (1-10 класс);

·   общее среднее (1-12 класс);

·  учебно-педагогический комплекс (детский сад, СШ);

·  проф.-тех. образование (проф. лицеи, высшие проф. училища, проф.-тех. колледжи);

·  среднее специальное образование (техникумы, колледжи, высшие проф. училища, высшие колледжи);

·  высшее образование – 2 ступени (бакалавриат и магистратура), классический университет, профильный университет (академия);

·  послевузовское образование – 2 ступени: кандидат наук (аспирантура, адъюнктура, асистентура, стажировка); доктор наук.

Была разработана концепция школьного исторического образования:

1. Изменение содержания школьного предмета истории – основное внимание должно быть уделено духовности; сочетание индивидуального и формационного подхода к истории; основное внимание в процессе преподавания уделять роли личности в истории; альтернативные подходы в изучении отдельных вопросов истории; отказ от оценочных суждений однозначного характера; введение вопросов этнографии.

2. Изменение целей и задач – на первый план выступает формирование исторического мышления на основе исторических знаний.

3. Структурные изменения:

·  начальное историческое образование дает курс “Мая Радзімая Беларусь” – 4 класс;

·  базовое историческое образование – 5-10 класс;

·  среднее историческое образование – 10-11 или 11-12 классы;

·  был ликвидирован курс «История СССР». Темы по истории России изучаются по Всемирной истории;

·  введен курс «История Беларуси».

В базовой школе история изучается на событийно-хронологическом уровне. В средней школе – на проблемно-теоретическом уровне.

Структура школьного образования:

Линейная -  однократное, в хронологической последовательности изучение прошлого с древности до наших дней.

Концентрическая – двух или трехкратное изучение истории прошлого в одних и тех же хронологических пределах с повышающимся от концента к конценту проблемно-теоретического уровня.

4. Изменение в методике преподавания:

·  отрабатывать понятийный аппарат;

·  активизация познавательной деятельности учащихся;

·  проведение нестандартных и интегрированных уроков.


3.  Разработка методических проблем в работах В.Ракутя.


4.  Методика преподавания истории как научная дисциплина.

Методика обучения истории – это педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Она изучает и исследует закономерности процесса обучения истории в целях повышения его эффективности и качества. Методика призвана совершенствовать процесс обучения, его организацию и основные факторы.

Предметом методики является педагогический процесс обучения – преподавание учителем и изучение учениками истории.

Объектом является содержание, организация, формы и методы обучения

Похожие материалы

Информация о работе