Источники и историография. Атрибуты традиционного весенне-летнего цикла календарной обрядности белорусов, страница 31

Накануне Рождества отмечался сочельник (название его происходит от слова «сочиво»), во время которого с появлением первой звезды, можно было есть сочиво, густой рисовый отвар, приправленный мёдом и сухофруктами (чтобы подготовиться к последующему принятию пищи), затем ели кутью с мёдом. Пища была неотъемлемым атрибутом празднования. В первую очередь коляды приходились на зимнее солнцестояние. Наблюдение ещё древних людей за круговоротом солнца, изменение в природе, биологическими циклами растений и животных сложились в систему взглядов, которые выразились в аграрно-магических обрядах, поверьях, календарных приметах, пословицах, песнях – символах Рождества.

Празднование Рождества у белорусских крестьян всегда сопровождали праздничные атрибуты. С утра рождественского дня было принято колядавание, в котором принимали участие дети и молодёжь, иногда взрослые люди. Звезда, с которой происходило хождение из дома в дом у православных крестьян, символизировала Вифлеемскую звезду, а также рождественские гимны – были важными атрибутами праздника. Коляда – являлся древнеславянским мифологическим персонажем. Он участвовал во всех рождественских и святочных обрядах. Происхождение слова «коляда» точно не установлено. Существует мнение, что оно имеет что-то общее с римским словом «календо», что означает начало каждого месяца (отсюда и слово «календарь»). Другая точка зрения сводится к тому, что слово «коляда» происходит от слова «коло»  - круга, коловорота и означает конец солнечного круга, его «поворот» на лето. Соответственно колядки это песни, которые обозначают, символ начала нового коловорота, нового круга года [33, с. 200 – 204].

Колядовщики всегда ходили с Вифлеемской звездой – атрибутом празднования Рождества. Вифлеемская звезда – это загоревшаяся в небе новая звезда, известившая людей о рождении Богочеловека Иисуса. По преданию, именно эта звезда указала путь волхвам, принесшим дары Новорождённому и пришедшим поклониться Ему. Помимо рождественских гимнов, дети и молодёжь исполняли, переходя из дома в дом, весёлые песни, прославляя хозяев дома, желая им благополучия и хорошего урожая. В зависимости от местности они назывались колядками, овсенями, виноградиями.

Хозяева одаривали колядовщиков и приглашали их в дом. Сам обряд одаривания был наделён большим смыслом. Белорусские крестьяне верили в то, что чем более щедро они одаривали людей, тем более благополучным и хлебосольным будет их дом в наступающем году, колядовщики со своей стороны исполняли песни (Приложение Л).

Празднование Рождества означало начало Святок. Святки – это праздничные дни от Рождества до Крещения. Отмечались с 25 декабря (7 января) до 6 января (19 января). Первые шесть дней назывались «святые вечера». Атрибутами праздничного стола в это время была лучшая посуда, причём приборов, обычно ставили чётное количество, даже если гостей за столом было нечётное. В старину на трапезу Святого вечера приглашали родственников и друзей. Даже если в дом стучался незнакомец, хозяева должны были пригласить его к столу. Вторые шесть дней – «страшные вечера». У древних славян на этот период приходились праздники, связанные с культом природы, с возрождением, поворотом солнца к весне и увеличением продолжительности светового дня. Этим объясняются многие условно-символические действия, дошедшие до нас от языческих времён. Религиозно-магические обряды, символизировали начало подготовки к новому циклу земледельческих работ. Отсюда и содержание многих колядок с пожеланиями благополучия и хорошего урожая [34, с. 77 – 79].  

В середине Святок, 31 декабря (13 января), т.е. в канун нынешнего Нового года, белорусские крестьяне отмечали Васильев вечер (или «щедрый вечер»). Атрибутом этого празднования снова были песни, танцы и поздравления. У каждого участника обряда была своя любимая коляда, которую он пел хозяину дома и членам его семьи. Подобные обходы в течении святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, готовила для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки.