"Среднее" творчество Ницше: эстетика нигилизма. Нигилизм и познание. Нигилизм и искусство

Страницы работы

33 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] 

ГЛАВА 3

"СРЕДНЕЕ" ТВОРЧЕСТВО НИЦШЕ: ЭСТЕТИКА НИГИЛИЗМА

Эстетика пессимизма приводит, по мысли Ницше, к утверждению иллюзорности субъекта, что, в свою очередь, неминуемо влечёт за собою изменение отношения к жизни: на смену пессимизму приходит нигилизм. И именно нигилистическим отношением к жизни и определяется "средний" период творчества Ницше.

Суть нигилистического отношения к жизни состоит в утверждении "ничто" жизни, в утверждении невозможности жизни и её ценности, понимая под последней не просто то, что принимается живущим за безусловное, а то, что определяет живущего в его жизни49. Нигилизм настаивает на "ничто" всякого "нечто", то есть на невозможности всего, что определяет жизнь, при этом Ницше пользуется различием ничто (становления) как того, в чём отсутствует какое-либо "что", какая-либо ценность, и бытия как того, в чём есть это "что", и, активно используя эти понятия в своих работах, Ницше демонстрирует нигилизм, демонстрирует "ничто" во всяком "что" жизни50. Примечательно, что в среднем периоде творчества Ницше возможно проследить определённый порядок обесценивания жизни, т.е. порядок обнаружения "ничто" в жизни, и потому, чтобы утверждать "ничто" жизни, необходимо соблюсти порядок обнаружения этого "ничто".

Второй, или "средний" период творчества Ницше имеет не менее странную судьбу, чем его предшественник. К работам, ограниченным этим периодом ("Человеческое, слишком человеческое", "Смешанные мнения и изречения", "Странник и его тень", "Утренняя заря", большинство глав "Весёлой науки", фрагменты и заметки периода 1876-1881 годов), выработалось устойчиво-недоверчивое отношение: в этих работах чаще всего склонны скорее увидеть недофилософию "позднего" Ницше, чем нечто ни к чему не сводимое. Впрочем, возможно, что у такого отношения есть свои основания: если "ранний" Ницше привлекает к себе, как правило, своей более-менее упорядоченностью мысли, если "поздний" Ницше интересен, как правило, своими яркими мыслями, то ни того, ни другого в "среднем" творчестве Ницше нет: здесь нет уже последовательности, или хотя бы сюжетности в изложении мыслей, и не отличаются мысли Ницше этого периода особой броскостью или китчевостью. Однако следовало бы выяснить, каковы основания такого понимания. а) К проблеме понимания афористического стиля в философии Ницше

Начиная со второго периода своего творчества и до последних своих дней Ницше отдаёт предпочтение несистематическому и афористическому изложению своих мыслей51. Пожалуй, нет ни одной работы "раннего" творчества Ницше, в которой невозможно было бы проследить сюжетную сторону: и "Рождение трагедии", и "Философия в трагическую эпоху Греции", и "Несвоевременные размышления", и различные мелкие статьи - всех их отличает стремление Ницше упорядочить собственную мысль. Напротив, начиная с "Человеческого, слишком человеческого" почти все работы Ницше - за некоторым, правда, исключением (к таковым исключениям возможно отнести "Так говорил Заратустра", "Антихрист" и "Ecce Нomo") - представляют собою набор афоризмов, лишь только внешне объединённых в различные рубрики. Такая бессюжетность произведений Ницше вносит определённые затруднения для исследователей и, главным образом, затруднение для понимания произведений Ницше. Бессюжетность книги, как верно отмечают исследователи, позволяет читать и постигать произведение даже в обратном порядке, при этом, как кажется, потери для понимания будут минимальными. И хотя, как показала Н. В. Мотрошилова [70, 230], в расположении афоризмов у Ницше есть также свой определённый порядок, всё же это не отменяет самой случайности и необязательности того или иного набора афоризмов в текстах Ницше52.

В связи с этим возникает проблема: как возможна интерпретация философии Ницше исходя из афористического стиля его письма? В чём необходимость той, а не иной интерпретации Ницше?

Чтобы рассмотреть и разрешить эту проблему, обратим внимание на то, что у Ницше - при всей разбросанности его афоризмов - встречаются устойчивые понятия, к которым он снова и снова возвращается на протяжении всех своих работ. Такими устойчивыми понятиями являются для Ницше "среднего" периода "свободный ум", "интеллектуальная совесть", "мораль", "христианство", "искусство", "вера" и др. А это говорит о том, что Ницше понимал эти понятия не расплывчато, а определённо, что эти понятия являются для него не случайными, но важными и он не может и не имеет права от них отказаться, что, наконец, эти понятия связаны с определёнными мыслями. Поэтому, чтобы интерпретация афоризмов Ницше стала возможной, необходимо сконцентрировать внимание на таких устойчивых понятиях, гарантирующих устойчивость мысли. Разумеется, понимание со стороны Ницше самих этих понятий даже на протяжении одного только этапа в творчестве немецкого философа может изменяться, но это только подтверждает важность этих понятий как для самого Ницше, так и для понимания его. Поскольку же таковых понятий в философии Ницше несколько, и все они обладают устойчивостью, то очевидно, что между этими понятиями существует определённая связь, которая меняется в том случае, когда изменяется толкование самих понятий со стороны Ницше. Что толкование этих понятий изменяется со стороны Ницше и что вместе с этим изменяется и отношение между этими понятиями - это будет показано ниже, поэтому в этом исследовании принципом интерпретации афоризмов Ницше будет обращённость к устойчивым понятиям и их связям и исследование всевозможных граней и тех и других53.

Однако сама эта интерпретация афоризмов должна исходить из того целостного взгляда на философию Ницше, о котором говорилось в начале. При наличии такого взгляда толкование примет особенность, при которой понимание того или иного понятия в философии Ницше будет предполагать определённое место данного понятия в целостном облике философии Ницше. Философия Ницше - это, по верному замечанию С. Цвейга, не система, а дух, атмосфера: "Величественная независимость

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Дополнительные материалы
Размер файла:
389 Kb
Скачали:
0